Малкольм Икс / Malcolm X (1992)

Хренов Андрей. Спайк – болезнь левизны? // Экран. – 1994, № 05-06. – С. 44-45.

СПАЙК – БОЛЕЗНЬ ЛЕВИЗНЫ?

Среди множества американских фильмов скандальную сенсацию вызвал фильм тридцатилетнего негритянского режиссера Спайка Ли «Малколм X.».

• «Малколм X.», ставший в некотором роде фильмом, завершающим определенный период в творчестве Спайка Ли, посвящен бурной жизни знаменитого лидера негритянского движения 50–60-х годов. Ничего не опуская, Ли прослеживает путь бунтующего вожака от его сутенерских подвигов до обращения в ислам и создания общины «черных мусульман» – чрезвычайно могущественной в США религиозной организации. В конце жизни Малколм порвал с наиболее экстремистскими ее представителями, совершил паломничество в Мекку, стал учить арабский. Но в 1964 году был убит теми, кто счел его предателем. Однако Ли важен другой Малколм – тот, который заявлял о превосходстве негритянской цивилизации, призывал давать отпор белым, используя любые средства, и отвергал философию М. Л. Кинга.

Выпускник кинофакультета Нью-Йоркского университета, Спайк Ли начал свою карьеру не с бунта и протеста, но с чистейшей лирики. Очаровательная комедия «Ей придется это получить» (1986) была снята им за две недели на 16-миллиметровой пленке. Жюри Каннского фестиваля присудило ему в том же году приз за лучший дебют. В фильме «Удивительная школа» (1988) Ли приступает к одной из своих бесчисленных схем морализаторства. Слушатели южного колледжа, в котором учится только афро-американская молодежь – на деньги белых налогоплательщиков, – разделились на два клана, разумеется, враждующих, по цвету кожи. Относительно светлокожие называют себя яппи и хотят со временем влиться в ряды белого «высшего класса». Темнокожие сепаратисты проповедуют в духе модной экстремистской организации 60-х «Черные пантеры» ненависть и террор.

Действие следующей картины Ли «Поступай правильно» (1989) охватывает один жаркий летний день в негритянской части Бруклина, где итальянец Аэлло держит маленькую пиццерию. Помогают ему два сына и негритенок Муки, разносящий пиццу на дом. Фильм неспешно обрисовывает нравы обитателей, особенно местных бродяг, которые то и дело попадаются на пути Муки. Один из них врывается в пиццерию и требует, чтобы Аэлло добавил

44

к портретам на стене – итало-американских знаменитостей – портреты негритянских кумиров. Делаешь бизнес в нашем квартале – изволь уважать наших лидеров! Хозяин вышвыривает разошедшихся ревнителей свободы. Одного из бродяг убивает полицейский. Разумеется, белый. Муки, доселе остававшийся безучастным созерцателем, разбивает окно лавочки Аэлло, подавая черным сигнал к погрому.

Когда Ли представил фильм «Тропическая лихорадка» (1991) на фестивале в Канне, один из съемочной группы, приехавший в Канн, гордо носил куртку с вызывающей надписью «Тропическая лихорадка, или Страх Перед Большим Черным Членом». Именно так подошел Ли к проблеме смешанных браков. Жертвы «Тропической лихорадки» – преуспевающий женатый архитектор Флиппер – с черной стороны – и прелестная юная секретарша Энджи, итало-американка, – с белой. Однажды Флиппер вместо черной секретарши предложили новенькую, белую, против чего тот бурно протестовал, намереваясь увеличить число черных служащих в офисе. Но затем, оценив достоинства Энджи, заболел «тропической лихорадкой» и, оставшись допоздна на службе, полностью отдался любви с ней прямо на чертежном столе. Он представлял себе белых женщин необыкновенно привлекательными и недосягаемыми, она себе – черных мужчин обладателями сверхъестественных мужских достоинств. Но и этот миф для Ли – только предлог. рассказать не саму историю любви, а ее трагические последствия: в обеих общинах их любовь расценивается как оскорбление.

Сегодня Спайк Ли, «анфан террибль» (ужасный парень) негритянской киноиндустрии, – это мода, а значит, хорошая прибыль. Он удивительно работоспособен, дисциплинирован. Пока не женат. Снимает рекламные клипы, музыкальные ролики и многое другое. Открыл лавочку с сувенирной продукцией своих фильмов. И вовсе не собирается менять своего отношения к непроходимой разделенности белой и черной Америки. Ему многое позволяется и прощается, но «по сути дела, мои соплеменники задали мне взбучку гораздо сильнее из-за того, как я их изображаю на экране, чем белые», – говорит он. Детская болезнь левизны Спайка должна со временем пройти, уступя место действительной мудрости и универсальным метафорам человеческого – и многонационального – бытия на американских экранах.

Андрей ХРЕНОВ

45

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+