Мальтийский сокол / The Maltese Falcon (1941)

Карцева Елена. Джон Хьюстон. Двуликие улики // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 137.

Джон Хьюстон

ДВУЛИКИЕ УЛИКИ

Его жизнь напоминает авантюрный роман. Сын известного актера Уолтера Хьюстона, он окончил школу искренне в Лос-Анджелесе и перепробовал множество профессий: был художником, репортером, боксером и даже лейтенантом мексиканской кавалерии. В конце 30-х стал сценаристом: на его счету «Иезавель», «Высокая Сьерра», «Сержант Йорк» и другие значительные произведения американского кино. Однако подлинную славу принес Хьюстону режиссерский дебют – фильм «Мальтийский сокол».

За основу картины взят одноименный роман Дэшила Хэммета. Этот человек хорошо знал криминальную среду, ибо восемь лет проработал сыщиком в знаменитом агентстве Пинкертона. Многие черты своего облика и характера автор отдал Сэму Слейду, частному детективу, ищущему золотую статуэтку птицы, ведя борьбу на два фронта. С одной стороны – против преступной шайки, уже семнадцать лет занимающийся ее поисками. С другой стороны – против собственной клиентки и любовницы, очаровательной скромницы Бриджит, оказывающейся убийцей.

Под покровом обыденности прячутся страшные преступления. Красивая, нежная, застенчивая дамочка, которую так и хочется обнять и защитить, оборачивается безжалостной авантюристкой, готовой принести в жертву своей алчности всех и вся. Неторопливый, с вкрадчивым голосом, похожий на огромную студенистую медузу толстяк Каспар Гутман на самом деле – главарь бандитов: он также ни перед чем не останавливается.

Джон Хьюстон пропустил исторические страницы романа. Массивная золотая статуэтка сокола была когда-то послана Орденом Госпитальеров испанскому королю Карлу в благодарность за отданную им Мальту, но так до него и не добралась. История ее вековых перемещений из рук в руки могла бы стать основой блестящего изобразительного материала. Но режиссер почувствовал, что стилистика подобного рассказа чужда всей остальной, и пожертвовал столь выигрышным для кинематографа куском.

Моральная двусмысленность, противоречивость реальных человеческих характеров переданы нетрадиционными изобразительными средствами. Использовались широкофокусные объективы, дающие глубину кадра, но намеренно искажающие лица на крупных планах. Резкий контраст света и тени как бы олицетворял нравственный хаос, царящий в этом мире. Неестественность интерьеров с нависающими потолками и сдвинутыми пропорциями подчеркивали необычность происходящего. Съемка ночных сцен именно ночью, при слабом освещении, а не днем камерой с темными фильтрами давала эффект приближения к реальности.

Ощущение тревожного ожидания, нарастающего напряжения, надвигающегося ужаса умело вызывается у зрителей намеренным затягиванием драматических пауз, изобретательными визуальными решениями.

Успех «Мальтийского сокола» породил целую волну подобных фильмов.

Не меньший резонанс имел и фильм Хьюстона «Сокровище Сьера-Мадре» (1948). На материале судьбы трех бедняков-золотоискателей, решивших стать богачами, он проследил эволюцию человеческих характеров, показав, что делает с людьми алчность. Здесь снялся отец режиссера, получивший «Оскара» за роль второго плана. Событием в американском кино стали и «Асфальтовые джунгли» (1950) – история преступления и судеб его участников. Хьюстон гуманизировал послевоенный криминал. Его герои – не прирожденные злодеи, а обыкновенные люди с житейскими мотивами своих противоправных поступков. Необычное художественное решение, странные ракурсы, умелая композиция кадров сделали фильм примером разумного перенесения ряда приемов итальянского неореализма на американский экран.

С середины 50-х удача изменила Хьюстону. Похоже, нужно было снова менять профессию, и он начал появляться в качестве актера. Впервые это произошло в «Кардинале» Отто Преминджера (1963), а десять с лишним лет спустя Джон поразил всех зловещей фигурой Ноя Гросса в детективном фильме Романа Полянского «Китайский квартал». Успех вернулся к Хьюстону-режиссеру незадолго до смерти. В 85-м огромной популярностью пользовалась знакомая и нам «Честь семьи Прицци» – картина об организованной преступности, снятая в модной манере «черного юмора». «Оскара» за исполнение роли второго плана получила там дочь мастера Анжелика Хьюстон.

Последним фильмом режиссера стала экранизация романа Джеймса Джойса «Мертвецы» (1987), сценарий которого написал его сын Тони, а главную роль сыграла Анжелика.

И в человеческом, и в творческом плане Хьюстон был колоритной фигурой, по праву занявшей одно из ведущих мест в истории американского кино.

Елена КАРЦЕВА

137

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+