Мамочка — убийца-маньячка / Serial Mom (1994)

Мамочка — убийца-маньячка / Serial Mom (1994): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Мамочка-маньяк» / «Мамочка-маньячка» / «Сериальная мамочка» / «Мамочка – серийный убийца» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 95 минут.

Режиссёр Джон Уотерс.

Автор сценария Джон Уотерс.

Композитор Бэзил Поледурис.

Оператор Роберт М. Стивенс.

Жанр: комедия, криминальный фильм, драма

Краткое содержание
На первый взгляд Беверли Р. Сатфин (Кэтлин Тёрнер) ведёт жизнь добропорядочной домохозяйки и заботливой мамы образцового семейства, обитающего в собственном доме в пригороде Балтимора. И никто, включая мужа-дантиста Юджина (Сэм Уотерстон), дочь Мисти (Рики Лейк) и сына Чипа (Мэттью Лиллард), не ведает, что её истинное призвание — нелёгкое дело серийного убийцы. В минуты гнева миссис Сатфин изобретательно устраняет любого, кто, согласно представлениям Беверли, позорит истинно американский образ жизни.

Также в ролях: Скотт Морган (детектив Пайк), Уолт МакФерсон (детектив Грейси), Джастин Уолин (Скотти), Патриция Даннок (Бёрди), Лонни Хорси (Карл), Минк Стоул (Дотти Хинкл), Трейси Лордз (подруга Карла), Сюзанн Сомерс (Сюзанн Сомерс), Патрисия Херст (присяжная №8), в эпизоде Джон Уотерс (Тед Банди, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.04.2018

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мамочка — убийца-маньячка / Serial Mom (1994): кадр из фильма
Мамочка. Маньяка

Для «нормального» голливудского режиссёра подобное произведение могло бы показаться, наверное, неоправданно смелым и эпатажным. Особенно – в те моменты, когда миссис Сатфин методично и усердно расправляется с очередной жертвой, совершившей в её глазах неискупимый грех, например, закалывая в общественном туалете кочергой Карла и затем брезгливо избавляясь от случайно извлечённого внутреннего органа. Расправляется, почти не выходя из идеального – от платьица жизнерадостных тонов до неизменной улыбки – образа, навеянного, несомненно, обликом и манерой поведения типичных героинь телесериалов (serials) о заокеанской субурбии. Не верьте заверениям в том, что она не смотрит подобные опусы!.. А между тем в творчестве Джона Уотерса, достигшего почтенного возраста, пожалуй, ещё не было фильма, где бы он настолько вплотную приблизился к лекалам так называемого «мейнстримовского» кинематографа. К писанным и неписаным правилам киноиндустрии, которым режиссёр-сценарист объявил беспощадную войну ещё на рубеже 1960-70-х, став некоронованным королём «трэша». Изначально проект даже разрабатывался одной из ведущих кинокомпаний – Columbia Pictures. А Джон получил в своё распоряжение достаточно солидный бюджет ($13 млн.), который, впрочем, не окупился в кинопрокате: кассовые сборы составили $7,9 млн.

Мамочка — убийца-маньячка / Serial Mom (1994): кадр из фильма
Идеальная семья

И всё-таки желания обвинять кинематографиста в отходе от былых принципов почему-то не возникает. Напротив, не без радости отмечаешь, что Уотерс, как художник талантливый, оказался способен внутренне эволюционировать – не в пример многим коллегам по «трэшмейкерству». Ведь, если вдуматься, «Мамочка – убийца-маньячка» по его меркам – почти исповедь. Действие сатирически заострённой истории не случайно разворачивается в умиляющей атмосфере Балтимора, где кинематографист родился и получил строгое воспитание в католическом духе и где, в здании местной церкви, устраивал премьеры первых короткометражек. В атмосфере, являющейся благодатной почвой для появления на свет сущих маньяков – хотя бы от киноискусства. И автор варварски, издевательски разделывается со многими любимыми с детства лентами, от натуралистичных триллеров до провинциальных по месту действия «мыльных опер»1. Глумится над непоколебимой убеждённостью соотечественников во всесилии и справедливости Фемиды, поскольку судебный процесс Беверли, защищая себя без помощи профессионального адвоката, с лёгкостью выигрывает. Особенно подкупает двусмысленный финал, позволяющий заключить: Америке нужны «мамочки-маньячки». Последовательница «славного» дела Чарльза Мэнсона так ли уж неожиданно становится общенациональным кумиром – матерью-героиней. Остаётся лишь сожалеть, что очень забавная и яркая роль всё же не помогла Кэтлин Тёрнер2 спасти актёрскую карьеру. А ведь на её счету, между прочим, был ещё более дерзкий и язвительный триллер – «Преступления на почве страсти» /1984/ Кена Расселла. Зато Уэс Крэйвен, развив стержневые уотерсовские идеи в «Крике» /1996/, даже пригласит Мэттью Лилларда на подозрительно похожую роль оголтелого киномана из видеотеки.

.

__________
1 – Появление «телезвезды» Сюзанн Сомерс в образе… Сюзанн Сомерс должно вызвать восторженные возгласы в зале, если на сеанс случайно забрели «коллеги» Беверли.
2 – Правда, сам режиссёр желал работать со Сьюзан Сарандон (она запросила слишком высокий гонорар) и, кроме того, предлагал кандидатуры Мерил Стрип, Кэти Бэйтс и Гленн Клоуз.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Заразительная радость убивать // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 22 (осень). – С. 90-91.
Кайф провокации // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 22 (осень). – С. 92-93.
Эшпай Валентин. Американская видеоколлекция // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 02. – С. 30-31.
Самсонов Г. Кинокритика по-американски // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 27. – С. 34-40.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+