Манхэттен / Manhattan (1979)

Манхэттен / Manhattan (1979): постерПолнометражный фильм (премия «Сезар» и номинация на «Золотой глобус»).

Другое название: «Манхаттен» (вариант написания названия).

США.

Продолжительность 96 минут.

Режиссёр Вуди Аллен.

Авторы сценария Вуди Аллен, Маршалл Брикман (номинация на «Оскар»).

Использованы отрывки из музыкальных произведений Джорджа Гершвина, а также Вольфганга Амадея Моцарта.

Оператор Гордон Уиллис.

Жанр: комедия, драма, мелодрама

Краткое содержание
Сорокадвухлетний Айзек Дэвис (Вуди Аллен) недоволен тем, что Джилл (Мерил Стрип), одна из двух его бывших жён, живущая с любовницей по имени Конни (Карен Людвиг) и воспитывающая сына (Дэмион Шеллер), собирается издать книгу «Брак, развод и индивидуальность», где описала малоприятные подробности их отношений. Кроме того, Айзеку надоела работа — сочинять сценарии глупых телевизионных шоу, тем более что уже созрел замысел серьёзного литературного труда, посвящённого человеку, любящему Нью-Йорк, и современным нравам в целом. Даже к роману с семнадцатилетней Трейси (Мариэль Хемингуэй, номинация на «Оскар») Дэвис относится скептически. Но, может быть, настало время определиться с приоритетами в жизни?

Также в ролях: Дайан Китон (Мэри), Майкл Мерфи (Йейл), Энн Байрн Хоффман (Эмили), Майкл О’Донохью (Деннис), Виктор Труро (гость на вечеринке), Тиса Фэрроу (гостья на вечеринке), Чарльз Левин (актёр на ТВ), Карен Аллен (актриса на ТВ), Уоллес Шоун (Джеремайа), Белла Абзуг (в роли самой себя), Дэвид Раш (актёр на ТВ).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.02.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Манхэттен / Manhattan (1979): кадр из фильма
Айзек с Трейси

Несмотря на предельную деликатность (особенно на фоне беспардонных шуток и критических выпадов в постановках раннего периода), Вуди Аллен всё-таки не избежал упрёков за выбранную тематику. Причём интимная связь интеллигента средних лет со старшеклассницей, годящейся ему в дочери, которой сам соблазнитель не склонен придавать особого значения (к разочарованию наивной девушки!), противопоставляется намечающемуся роману с женщиной, скажем так, его возрастной категории. Мало того, Мэри тоже не претендует на статус ангела, терзаясь тем, что не в силах забыть состоящего в браке любовника, их общего друга, но вместе с тем – не желает прослыть разлучницей и разрушительницей семьи. Если же ещё заострить внимание на обстоятельствах второго развода Дэвиса… Однако авторам великодушно простили подобные «шалости», узнав, что режиссёр вдохновлялся близкими отношениями с начинающей актрисой, семнадцатилетней Стейси Нелкин, возникшими на съёмках «Энни Холл» /1977/. А спустя десятилетие с лишним разразится громкий скандал после того, как Миа Фэрроу (отметившись в эпизоде, Тиса тем самым «опередила» старшую сестру) обвинит избранника в совращении приёмной дочери Сун-И Превен. Наконец, знаменательным представляется тот факт, что в образе Эмили, обманутой Йейлом, отметилась супруга (пока ещё супруга…) Дастина Хоффмана Энн Байрн. Причём очаровательная Мариэль Хемингуэй в итоге уступила премию «Оскар» Мерил Стрип, блеснувшей в отчасти созвучной роли – пусть не враждебно настроенной лесбиянки, но тоже доставляющей массу неприятностей мужу, персонажу Дастина (в «Крамере против Крамера» /1979/).

Манхэттен / Manhattan (1979): кадр из фильма
Романтика…

Впрочем, даже если не знать обо всех упомянутых совпадениях, сложно не уловить исповедальные нотки и не проникнуться желанием Аллена, уставшего зарабатывать исключительно чувством юмора, поделиться с публикой лирическим настроением, некоторыми философскими и эстетическими соображениями. Готовый фильм, как известно, категорически не понравился Вуди – и он обратился к руководству United Artists с просьбой не выносить картину на суд зрителей и критиков, обещая взамен осуществить ещё одну постановку забесплатно. Однако «Манхэттен» ждал как художественный, так и коммерческий1 триумф – и слава одного из вершинных, если не вершинного, достижений одарённого режиссёра. Это действительно признание в безграничной, переполняющей душу любви к Нью-Йорку, удивительно точно переданное и музыкальных сочинениях Джорджа Гершвина. Дэвис грозится поведать в книге об упадке современных нравов, погружён с головой в мелкие житейские неприятности (например, вынужден переехать в более дешёвую квартиру после того, как ушёл с телевидения), основательно запутался в отношениях с женщинами, а тут ещё и дружба оказалась под ударом. Вместе с тем в Айзеке, что ни говори, чувствуется натура неисправимого оптимиста, пусть боящегося признаться в том, как высоко ценит каждое мгновение, проведённое в этом лучшем из городов лучшего из миров. Вуди Аллен не просто ответил на растерянность поколения шестидесятников, чьи прекраснодушные устремления не выдержали поверку изменившейся реальностью (хотя за «сексуальную революцию» он точно остался благодарен!). Не просто потешается над самомнением снобов, выносящих категоричные суждения о чём угодно: об астрономии, о живописи, о литературе, о кинематографе, о погоде. Не просто с насмешкой проходится по извечной битве полов. Начиная с язвительной «Энни Холл», грустных «Интерьеров» /1978/ и ставшего, по замыслу, их своеобразной комбинацией «Манхэттена», работы признанного кинематографиста в какой-то (на мой взгляд, в весьма существенной) степени способствовали формированию новой идеологии – идеологии так называемого когнитариата. Параллельно с яппи, исповедующими строгий деловой стиль, придавший видимость респектабельности старому как мир культу наживы и преуспевания, с одной стороны, и немногочисленными хиппи и новыми левыми, придерживающимися антибуржуазных воззрений, с другой, возникла ещё одна социальная общность или, точнее, широкая прослойка. Дэвис интуитивно нащупывает собственный путь, отстаивает собственный вкус и собственные идеалы, не забывая учитывать опыт чужих (от Александра Довженко и Жана Ренуара до Ингмара Бергмана) поисков, допуская, что может ошибаться, и, разумеется, не забывая о спасительной самоиронии. Не удивительно, что режиссёр быстро стал кумиром интеллектуалов, которым ещё больше импонирует то, что он не принялся открещиваться от амплуа шута.

.

__________
1 – Кассовые сборы составили $39,9 млн. (по другим данным – $45,7 млн.) и с лихвой компенсировали затраты в размере $9 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Клайн Энди. Аморальный Чаплин // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 16. – С. 44-47.
Цветова Ю. Синерама. США // Искусство кино. – 1980, № 11. – С. 189-190.
Краснова Герена. Вуди Аллен: Ипостаси пересмешника // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 25. – С. 72-77.
В Чикаго молились на Мадонну // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 1. – С. 45.
Компаниченко Галина. Мерил Стрип. Пережить свой ад // Видео-Асс ПРЕМЬЕР. – 1995, № 31. – С. 138-140.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+