Манхэттен / Manhattan (1979)

Клайн Энди. Аморальный Чаплин // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 16. – С. 44-47.

ГОЛЛИВУДСКИЕ СПЛЕТНИ

АМОРАЛЬНЫЙ ЧАПЛИН

О чем напомнил скандал по обвинению режиссера Вуди Аллена в развратных действиях. Нынешний скандал между сценаристом, режиссером и актером Вуди Алленом и его многолетней подругой и исполнительницей главных ролей в поставленных им фильмах Миа Фэрроу послужил поводом дли весьма странных рассуждений в средствах массовой информации США.

Во многом это связано с сенсационным характером обвинений, предъявленных сторонами друг другу. Фэрроу утверждает, что Аллен совершил развратные действия в отношении их семилетней приемной дочери. Аллен заявляет, что Фэрроу плохая мать и она злится из-за того, что у него завязался роман с ее приемной дочерью Сун-ю Превин, которой исполнился 21 год.

Частично домыслы прессы оказываются неизбежным результатом смешения творческой работы художника и его личной жизни.

Суть конфликта между Алленом и Фэрроу тесно связана с тем исключительным местом, которое Аллен занимает в культурной жизни Америки. За 15 лет, прошедших после выхода на экран фильма «Энни Холл», принесшего ему широкую известность. Аллен с его серией комедийных и драматических картин приобрел у публики, особенно в высших слоях нью-йоркского среднего класса, репутацию кинолетописца американского общества. Его фильмы никогда не приносили большого дохода. Хотя многие из них и не были убыточными, кассовый сбор от демонстрации 21-й картины не идет ни в какое сравнение с одним лишь «Е.Т.».

Но, пожалуй, ни у одного кинорежиссера Америки нет такого высокого творческого авторитета, как у Аллена. Он весьма сдержан в высказываниях о своей работе, тщательно контролирует каждый се аспект. Он почти никогда не даст интервью, предпочитая, чтобы о нем говорили его фильмы. И только благодаря скандалу за последние несколько недель он дал больше интервью, чем за истекшие два десятилетия.

В течение почти 15 лет – сначала в киностудии «Юнайтед артисте», а затем в «Орионе» – Аллен пользовался такой творческой свободой, которую трудно представить в Голливуде. Если он не выходил за рамки бюджета, никто не мог вмешиваться в формирование конечного продукта его режиссерской мысли. Как никто не мог изменить и его решений относительно рекламы и распространения фильмов.

Его также считают главным творческим символом Нью-Йорка, который наряду с Лос-Анджелесом занимает централь-нос место в деятельности средств массовой информации Америки. О его положении свидетельствует, например, гот факт, что, когда 18 августа он собрал пресс-конференцию, чтобы опровергнуть обвинение в развратных действиях в отношении ребёнка, нью-йоркские теле- и радиостанции прервали свои неудачи со съезда Республиканской партии, чтобы показать прямую трансляцию этой пресс-конференции.

История Голливуда знает немало скандалов, происшедших в реальной жизни и искаженно трактовавшихся под влиянием образа, который создался в сознании публики от работы в кино того или иного актера или режиссера. Наиболее характерными в этом смысле примерами могут быть случаи с выдвижением обвинений с сексуальным уклоном в отношении Эррола Флинна и Чарли Чаплина в начале 40-х годов. Чаплина обвинили в нарушении закона Манна – о провозе малолетнего через границы штата в аморальных целях. Флинна судили за более серьезный проступок – его обвинили в изнасиловании двух малолетних

44

девочек.

Обоих лиц оправдали, но скандал более серьезно отразился на карьере Чаплина, чем Флинна. Это было связано с геми образами, которые они создали на экране. Можно было как-то примириться с проступком Флинна – этого головореза с избыточной чувствительностью, всегда игравшего роль героя-любовника и победителя. Но этого никак нельзя было ожидать от Чаплина. Маленького бродяги, славного и любимого клоуна, этакого повседневного человека.

На самом деле в реальной жизни Чаплин был охотником за юбками в не меньшей степени, чем Флинн. Однако публика желала принимать его таким, каким он выглядел, играя свои роли. На Чаплина, бывшего в то время самой популярной личностью в мире кино, сердились не за то, что он якобы совершил, а за то, что он разрушил образ, который сложился в сознании публики.

Другим примером может служить первый действительно сексуальный скандал, происшедший в Голливуде в 1921 году. Тогда судили очень популярного комедийного актера Толстяка Арбукля. Его обвиняли в смерти молодой актрисы, наступившей в результате… чрезмерно активного полового акта. Арбукля оправдали, а последующая экспертиза подтвердила, что его действия не были причиной смерти. Но в глазах публики любовный акт стопятидесятикилограммового весельчака с хорошенькой стройной девушкой выглядел так же неприемлемо, как и судебный приговор. То, что так нравилось публике, вдруг стало выглядеть гротеском, и карьера Арбукля закончилась.

Хотя актеры чаще ассоциируются в сознании

45

публики с теми образами, которые они создают на экране, кинорежиссеры также оказываются жертвами этого синдрома.

После смерти Альфреда Хичкока его биографы стали отмечать, что бывший неудачник в любви, режиссер старался переделывать на свой лад характеры нескольких молоденьких светловолосых начинающих актрис, в частности Веры Майлс и Типпи Хедрен. Вслед за этим непрофессиональные психологи начали говорить, что подтверждение отклонений в поведении знаменитого режиссера можно найти в его фильме «Вертиго», в котором пожилой мужчина (Джеймс Стюарт) пытается воплотить в девушке (Ким Новак) образ своей умершей любовницы.

Когда члены «семьи» извращенца Чарльза Мэнсона зверски убили актрису Шарон Тейт и ее гостей в 1969 году, среди публики стали высказываться мнения, что ее безутешный муж, режиссер Роман Полански, в какой-то степени заслуживает это наказание, ибо ему самому были присущи садистские, сатанинские черты. Эти мнения были в большей степени навеяны характером его фильмов, в частности, такими жуткими летами, как «Ребенок Розмари» и «Отвращение» чем особенностями его личности.

Теперь, когда Аллен оказался замешанным в истории с приемной дочерью Фэрроу и его обвиняют в развратных действиях по отношению к ребенку, кинокритики, журналисты и зрители стали копаться в его фильмах в поисках параллелей с его реальной личностью. И многие считают, что находят там убедительные подтверждения особенностей его сексуального поведения. Больше всего выделяют «Манхэттен», снятый в 1979, где Аллен играет роль 42-летнего мужчины, романтически увлеченного школьницей (Мариэль Хемингуэй). Не в пользу Аллена и то обстоятельство, что в выходящем в ближайшее время на экран его фильме «Мужья и жены» он играет роль профессора, разрывающегося между женой (в исполнении Фэрроу) и молоденькой студенткой (Джулиет Льюис из «Мыса страха»). Совпадение по возрасту со студенткой колледжа Сун-ю уже само по себе нехорошо. А тут еще и участие в фильме Ферроу.

Обвинители, похоже, забывают, что обе бывшие жены Аллена и две его многолетние внебрачные подруги Фэрроу и Дайэн Китон были всего лишь на десять лет моложе его самого.

Защитники Аллена подчеркивают, что главной темой всех его фильмов в период после выхода на экран «Энни Холл» всегда оставалось утверждение высоконравственного поведения.

Искать объяснения поступкам мастеров в их произведениях – занятие неблагодарное и потенциально опасное. Личная жизнь мастера и его искусство могут находиться в большом противоречии друг с другом. «Преступления и проступки» не следует считать ключом к пониманию личности Аллена так же, как «Преступление и наказание» не может рассматриваться в качестве доказательства того, что Достоевский в душе был убийцей.

Энди КЛАЙН

Специально для «We/Мы»

СИНЯКИ и сын ПРЕЗИДЕНТА

Роман между актмсой Дэрил Ханна («Всплеск», «Уолл-стрит») и фолк-рок-певцом Джексоном Брауном, то вспыхивающий, то угасающий, похоже, подошел к концу. Ханна заявила, что Браун бил ее – даже по лицу – во время ссоры в их доме в Санта-Монике, штат Калифорния. До появления полиции он успел наградить ее синяком под глазом. Представитель актрисы добавил, что Ханна была вынуждена обратиться за медицинской помощью «из-за серьезных телесных повреждении», а импресарио Брауна утверждает, что Ханна физически не пострадала. Но тогда почему она аннулировала все встречи, запланированные на уик-энд? И почему на ее лице такой толстый слои косметики и черные очки в придачу? Возможно, ссора между Ханной и Брауном произошла из-за того, что последнее время актриса много времени проводит в обществе Джона Ф. Кеннеди-младшего, сына погибшего президента, одного из самых притягательных холостяков Америки.

МЕСТЬ ДЖЕКА НИКОЛСОНА

В последнее время счастье отвернулось от Джека Николсона. Актриса Ребекка Бруссар, мать двоих его детей, бросила актера, сойдясь с более молодым парнем, с которым познакомилась на голливудской вечеринке. С точки зрения карьеры, этот ход оказался для Бруссар крайне неудачным. Николсон был так рассержен тем, что его списали в тираж, что решил стереть с лица земли фильм с участием Бруссар, который он сам и финансировал. Несмотря на громадные убытки, он не будет выпускать в прокат фильм «Голубое шампанское», главные роли в котором играют Бруссар и Дженнифер Николсон, его дочь от предыдущего брака. Три дня в неделю Николсон посещает школу для малышей, где воспитывается его дочь от Бруссар – Лоррен, двух с половиной лет, и проводит с ней по три часа в день. У Николсона и Бруссар также сеть сын Рэймонд.

Материал любезно предоставлен редакцией газеты «We/Мы»

47

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+