Маски / Masques (1987)

Маски / Masques (1987): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Маски» / «Masks» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 100 минут.

Режиссёр Клод Шаброль.

Авторы сценария Одиль Барски, Клод Шаброль.

Композитор Матьё Шаброль.

Операторы Жан Рабье.

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Кристиан Леганье (Филипп Нуаре), телеведущий популярного развлекательного телешоу для зрителей пожилого возраста, отвечает согласием на просьбу журналиста Ролана Вольфа (Робин Ренуччи) помочь в сборе информации для биографической книги о нём. И даже приглашает молодого человека в гости в своё загородное поместье. Однако на поверку Кристиан преследует совсем иные цели.

Также в ролях: Бернадетт Лафон (массажистка, номинация на «Сезар»), Моник Шометт (Колетт), Анна Броше (Катрин, номинация на «Сезар» как актриса-надежда), Роже Дюма (Ману), Пьер-Франсуа Думено (Макс), Пьер Нугаро (Густав), Рене Деннси (Эмили), Ивонн Декад (Антуанетта), Бланш Ариэль (Розетта), Рене Маржак (Морис), Поль Валли (Анри), Дениз Пеццани (мадам Лемонье), Пьер Хирш (месье Лури). Франсуа Лафон (мужчина в пальто).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.12.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Маски / Masques (1987): кадр из фильма
Допытывается об истине

Во второй половине 1980-х, по мере усиления кризиса в странах социалистического блока, граждане (во всяком случае – «средний класс», не говоря уже о представителях высших слоёв общества) ведущих капиталистических держав чувствовали себя превосходно. Жизнь казалась безоблачной, и никаких проблем, особенно материального плана, не предвиделось даже в перспективе. Не удивительно, что крушение Советского Союза будет подаваться идеологами как доказательство превосходства западной (рыночно-либеральной) социально-экономической модели. Однако подобного рода (по сути, сибаритские) настроения не могли ввести в заблуждение Клода Шаброля, который всегда – и в эпоху студенческих бунтов, и в последующие, не столь беспокойные времена – оставался верным собственным воззрениям на буржуазию. Прославленный кинематографист, грубо говоря, ни на мгновение не забывал о народной мудрости, гласящей: горбатого могила исправит. Вот и Ролану потребовалось всё прирождённое артистическое дарование, чтобы принять навязанные правила игры, сделав вид, что верит радушному хозяину – и что принимает за чистую монету переживания месье Леганье за хрупкое здоровье несчастной племянницы.

Маски / Masques (1987): кадр из фильма
Складывает головоломку

Мнимость идиллической картины бытования семьи (на лоне живописной природы, в приятной компании, с изысканными яствами и дорогими винами), поначалу открывающейся взору гостя, вскоре становится очевидной. Нехорошие подозрения закрадываются ещё до того, как Вольф нашёл улики, свидетельствующие о совершённом преступлении (достаточно быстро выясняется, что он прибыл узнать о судьбе своей сестры, бесследно исчезнувшей), и обнаружил документы, раскрывающие истинные намерения старины Кристиана. И чем дальше, тем основательнее мы убеждаемся: популярный телеведущий и его преданные слуги (на поверку – обыкновенные сообщники) виртуозно исполняют выученные роли, носят безукоризненно подобранные маски. Как тут не вспомнить прозорливое замечание Шекспира про мир-театр, населённый людьми-актёрами?!

Маски / Masques (1987): кадр из фильма
На телешоу

Впрочем, Шаброль и Одиль Барски идут дальше. Выбор профессии главного героя, наделённого недюжинным личным обаянием1, разумеется, не случаен. Как причастному к секретам оболванивания масс (заурядная развлекательная телепередача, не хуже и не лучше прочих), ему не составляет труда придумать и реализовать изощрённый план, зиждущийся на тонких приёмах манипуляции отдельными индивидами. Как говорится, комар носу не подточит – и у бедняжки Катрин точно не возникнет повода усомниться в искренности слов дяди, всего лишь пытающегося спасти здоровье девушки и оградить её нежную натуру от циничной реальности. Возможно, в искусстве нагнетания саспенса Клод несколько уступает самому себе пятнадцатью-двадцатью годами ранее, когда его талант, на мой взгляд, достиг расцвета, но отрадно видеть, что с возрастом мастер не утратил бескомпромиссность позиции и остроту взгляда. Режиссёр верен себе: никакие, даже самые искусные маски не должны обмануть!

.

__________
1 – Мало кто мог столь же блестяще справиться с поставленной сверхзадачей, как Филипп Нуаре (кстати, бывший участник «большой жратвы»).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Трофименков Михаил. Грехопадение Клода Шаброля // Искусство кино. – 1990, № 7. – С. 144-147.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+