Мастер и Маргарита / Master i Margarita (1994)

Премудрая Елена. Прощай, Баба-Яга! // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 2. – С. 29-31.

СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ

ПРОЩАЙ, БАБА-ЯГА!

В те незабвенные времена, когда на советском экране царили знатные доярки и рабочие-многостаночники, бесстрашные разведчики Красной Армии и энтузиасты целины, Сатана и вся его нечистая сила страшно бедствовали. В кино сниматься не приглашают, романов не издают. Только Бабу-Ягу с сильно поистершимся Кащеем да Лешим еще по старой памяти звали сниматься в фильмах-сказках.

Мудрая нечистая сила, однако, дожидалась своего часа. И он настал. Часы пробили «12», возвещая о начале великолепного бала Маэстро Воланда…

В квартире N 50 опять исчез человек, граждане кинулись в банки сдавать валюту, а на Чистых Прудах огромный черный кот пугал прохожих. Над Арбатом на метле летала Маргарита (А.Вертинская), Воланд (В.Гафт) с Коровьевым (А.Филипенко), Азазелло и Бегемотом работали – то бишь сеяли панику и творили чудеса, а сам Маэстро торжествовал победу. Потому что

Юрий Кара снимал фильм «Мастер и Маргарита».

ЧЕРТ ЭНД Ко

Прошедший 92-й год по справедливости должен войти в историю отечественного кинематографа как «год мистики и мистификаторов». Зажмурив глаза, мы все хотим уйти от реальности, и творцы кино, естественно, тоже. Одно за другим на съемочных площадках и киноэкранах стали возникать характерные названия: «Призраки зеленой комнаты», «Мастегарита», «Обаяние Дьявола», «Анти-Фауст», «Эликсир Дьявола», «Операция «Люцифер» (см. Чертографию)

Не успел Юрий Кара закончить свой фильм, как Воланд исчез. Куда направился он сам, никто не знал, но сразу на нескольких площадках объявились его «телесные и бестелесные» воплощения. В новой картине Николая Стамбулы «Операция «Люцифер» он выступает в главной роли, оставаясь все время за кадром.

Присутствует незримо, замаскировавшись под банальную «мафию» (все о ней говорят, но в лицо никто не видел), и мешает герою – кинорежиссеру закончить съемки фильма об Игоре Талькове.

Дебют немецкого режиссера Георга Фризена тоже снимался в Москве. В этой картине под скромным названием «Анти-Фауст» Виктор Авилов, играющий главного героя, получает задание убить собственную дочь. Говорят, что она у него – Ангел. Бывает еще и такое. Папаша же, как выясняется к концу фильма, оказался простым Чертом.

Своеобразным рекордсменом по числу нечисти, занятой в картине, станет, по всей видимости, фильм «До, во время, после». Чтоб скучно не было, на съемки слетелась знаменитая, но весьма зловещая «компания»: граф Дракула, Господин Смерть, Люцифер и Великий Инквизитор. По случаю сбора столь значительных личностей параллельно со съемками предполагается обмен

29

чертовским опытом и профессиональными тайнами.

«МЫ ВСЕ ПРИВЫКЛИ К РОГАМ И КОПЫТАМ…»

Создав эффект массового присутствия собственной персоны в новом кино, сам Воланд махнул (хвостом, кажется) и отправился к звезде первой величины – не солидно размениваться на молодых и неизвестных. Засмеют! И знаменитый Олег Борисов не смог противиться искусу, не устоял перед обаянием Маэстро. В картине «Вальс Мефисто» он играет «коллег» – соперников – Господа и Дьявола. Странный это Мефистофель, без хвоста кисточкой и копыт, опустившийся и страдающий без работы. Бессмертный Дьявол давно устал от жизни – ведь он стар, как мир, который сам и сотворял – по некоторым теориям. В поисках хотя бы одной души, которая поверила бы сегодня в его дьявольскую силу, Мефисто попадает в балет и выбирает Фаустом молодого танцовщика.

Так понравился Воланду сей нетрадиционный взгляд на собственную персону, что он не забыл о солидности и начал чудить. Превратил лето в зиму, а Иерусалим в пригород Сестрорецка, и заставил съемочную группу работать в этих, по меньшей мере, странных условиях. Все бы ничего, вот только с диким ветром снежок мешал изображать жаркую пустыню. И о верблюде, привезенном из Питерского зоопарка, Маэстро не подумал – он-то за что от холода страдал?

Олег Борисов с большим удовольствием играет Мефисто, нежели Бога: «Ведь этот Дьявол столь же несчастен, как и живой человек! Яркая фигура, что и говорить!…»

В сценарии, написанном Юрием Борисовым, есть подзаголовок: по мотивам Гете, Манна, Пушкина и другим мотивам. Именно «по мотивам», потому что, как говорит сам Юрий, тема фильма не имеет к Гете никакого отношения. «Беда Мефисто в том, что он не может найти настоящую душу, и ему нечего делать. В финальной сцене Дьявол взрывает мир и радуется как ребенок: он знает, что здесь, на обломках, в ужасном неблагополучии, будут рождаться таланты, гении. Как и на этой странной земле – в России…»)

В КАЖДОЙ ШУТКЕ ЕСТЬ ДОЛЯ ШУТКИ

А если серьезно, то волна «чернухи», наконец, ушла обратно в Черное море. Слишком долго копилась в душах наших грязь, обида, нелюбовь. Самое время возвращаться к простым, но вечным темам. К смеху, любви, чудесам и прочим мистическим «необычностям». Почему Владимир Штерянов (автор сценария и режиссер-постановщик фильма «До, во время, после») выбрал именно мистическую тему для своей картины? «Мне интересно было сделать в кино что-то НЕ социальное, НЕ

30

связанное с политиком и НЕ повествующее о том, как мы плохо живем. И я снимаю веселый динамичный фильм с уходом в другой мир».

ЭФФЕКТНО И КРАСИВО (Догадки и раскладки)

Подводя итог, позволю себе заметить: появление мистики на отечественном экране, вполне естественно и логично.

На западе мистическое кино было всегда, случались в разные времена и подобные «дьявольские взрывы» популярности. Но если режиссер желал сделать картину о потусторонних силах, он МОГ ее снять. У нас этого быть не могло, потому что… не могло быть никогда. По определению. Сейчас же снова сработал эффект «открытого шлюза», и долго сдерживаемый водопад обрушился.

Кроме того, наше кино так и не освободилось от «социальной закомплексованности». Однажды загипнотизированное идеологией, оно до сих пор пытается «повлиять», «осветить», «обустроить», изменить и показать, «как нам жить дальше». А в связи с этим, естественно, найти того или тех, «кто прав» или «кто виноват». Царя скинули, партию с вождями – долой с пьедестала, герои соцтруда не помогли, кооператоры продались мафии, героев-одиночек слишком мало, – всех из ямы не вытянуть. Все эти образы были на экране, но легче и лучше от этого не стало. Что ж делать-то? Кто ж спасет? Внимание, включается массовое религиозное сознание… ответ готов: либо Бог, либо Дьявол (простите за некоторую примитивность схемы, но не здесь вдаваться в философские рассуждения). И стал появляться Маэстро Воланд в картине за картиной, как, может быть, очередная «кинопанацея» (герой со знаком «плюс») или «кинообраз врага» (герой со знаком «минус»). В зависимости от позиции автора…

И наконец, мистика в кино – это очень эффектно. Это вам не с «чернухой» в Канн проситься. А гордо выставлять, например, «Вальс Мефисто». Может получиться очень красиво.

И Я ТАМ БЫЛА, ЗЕЛЬЕ ПИЛА…

Недавно на Лысой Горе состоялся торжественный прием. Всеобщую любимицу Бабу-Ягу провожали на честно заслуженную пенсию. Нечистой силы слетелось видимо-невидимо, были и зарубежные гости: джинны всякие и тролли. Баба-Яга подарки взяла и решила остаться. Почетным консультантом фильмов-сказок. Потому что настоящим балом отныне будет править сам Великий Мефисто.

Будь здорова, Баба-Яга!

Елена ПРЕМУДРАЯ

Фото Юрия Зайцева из фильма Юрия Борисова «Вальс Мефисто».

31

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+