Матрица / The Matrix (1999)
США, Австралия.
Продолжительность 136 минут.
Режиссёры Энди Вачовски и Лана Вачовски (в титрах как The Wachowski Brothers).
Автор сценария Энди Вачовски, Лана Вачовски (в титрах как The Wachowski Brothers).
Композитор Дон Дэвис.
Оператор Билл Поуп.
Жанр: фильм действия, научная фантастика
Краткое содержание
Программист Томас Э. Андерсон (Киану Ривз), работающий в респектабельной компании, также известен как талантливый хакер по прозвищу Нео. Арестованный, он получает от таинственного агента Смита (Хьюго Уивинг) предложение — вывести правоохранительные органы на не менее опасных виртуальных взломщиков, Тринити (Керри-Энн Мосс) и Морфеуса (Лоуренс Фишбёрн). Однако всё это служит лишь завязкой невероятных событий, заставляющих Нео полностью пересмотреть представления об окружающей реальности.
Также в ролях: Глория Фостер (Пифия), Джо Пантолиано (Сайфер), Маркус Чонг (Тэнк), Пол Годдард (Агент Браун), Роберт Тэйлор (Агент Джонс), Джулиэн Араханга (Эпок), Мэтт Доран (Маус), Белинда МакКлори (Свитч), Энтони Рэй Паркер (Дозер), Стив Додд (Слепец).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.08.2014
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Пересмотрев «Матрицу», я кардинально изменил своё отношение к этому фильму, пользующемуся неослабевающей популярностью. В момент появления работа Энди и Ларри (позднее Ланы) Вачовски воспринималась, признаюсь, не без предубеждения, представляясь родственной во всех смыслах хаотичной, перенасыщенной сценами действия и поверхностной «Смертельной битве» /1995/ – но с претензиями на некое особое осмысление феномена виртуальной реальности. Огромный и во многом неожиданный зрительский успех картины, многократно окупившей бюджет ($63 млн.) даже в национальном прокате1, казался вопиющей несправедливостью на фоне коммерческих неудач очень любопытных и изощрённых по исполнению опытов вроде «Странных дней» /1995/ и «Экзистеции» /1999/, вышедшей на экраны спустя всего полмесяца. Здесь, судя по всему, тот самый случай, когда художественное произведение приобретает заметно большую ценность по прошествии определённого срока. Даже если срока не столь значительного, поскольку «Матрица» оказалась безоговорочно принята кинематографистами2, мгновенно послужив основой для бесчисленных подражаний и пародий. Особенно полюбились манипуляции с длительностью: замирающая в прыжке Тринити, эффект «Время пули», серия убыстряющихся чуть ли не до скорости света ударов Нео и агента Смита. А чрезвычайно высокая плотность экранного действа, обрушившего на аудиторию поток острых, буквально врезающихся в память аудиовизуальных образов3, была вскоре взята за эталон, и ныне интрига видится – при всём обилии мнимых парадоксов – безупречно логичной, картезиански выстроенной и продуманной.
Конечно, братьям можно предъявить упрёки в том плане, что, хотя сценарий родился ещё в первой половине десятилетия, многое в ленте (как по части общей идейной подоплёки, так и в решении отдельных кадров) подозрительно напоминает фильм «Открой глаза» /1997/ Алехандро Аменабара. Но это в конечном итоге не убавляет оригинальности картины и, более того, органично вписывается в галерею прямых и косвенных, по-настоящему остроумных и уместных цитат, разбросанных на протяжении всего действия, начиная с приключений кэрролловской Алисы и Дороти из «Волшебника из страны Оз» и заканчивая более свежими боевиками и фантастическими антиутопиями; София Стюарт, автор сделанного в 1983-м сюжетного наброска «Третий глаз», даже обвинила создателей «Матрицы» (а также киноцикла «Терминатор») в плагиате, подав в суд. Впрочем, куда сильнее поражает то обстоятельство, что при кричаще броской форме, отвечающей постмодернистским канонам, когда подлинная действительность безжалостно лакируется, чуть ли не подгоняется под стандарты рекламного ролика, фильм производит впечатление произведения подлинно, классически философского. И не только из-за остроумного использования Нео книги «Симулякры и симуляция» /1983/ Жана Бодрийяра, справедливо причисляемого к ведущим мыслителям XX века! Причём стержневое положение авторского послания всё-таки не ограничивается констатацией того обстоятельства, что именно сейчас, в эпоху накануне повсеместного пришествия «Франкенштейнов, или Современных Прометеев», знаменитая кальдеронова максима («жизнь есть сон») может реализоваться едва ли не буквально. Вачовски доказывают, что и в таких условиях у человечества, пусть не без оснований низводимого агентом Смитом до уровня вируса, не способного существовать в состоянии покоя и гармонии, остаётся возможность выбора. Выбора между синей и красной таблетками. Выбора между тем, чтобы довольствоваться привычной, искусственно навязанной (сконструированной!) моделью восприятия, или, последовав извечному совету Оракула «Познай самого себя», решительно пробудиться. На каждую Матрицу найдётся свой Нео (не только ‘новый’, но и анаграмма слова «One»), который при содействии Морфеуса, как бы бога сна из греческой мифологии, и Тринити, то есть ‘троицы’ с непременной отсылкой к Новому Завету, однажды постигнет силу истинной Веры. Веры в то, что «никакой ложки на самом деле нет». Как терпеливо учил Ричарда Баха обычный мессия Дональд Шимода, не составляет труда переместить «иллюзию ограниченного чувства личности, выраженного в этом представлении пространственно-временного континуума как «тело», через иллюзию материальной преграды под названием «стена».
__________
1 – Общие кассовые сборы оцениваются в $463,5 млн.
2 – Хотя члены Американской киноакадемии традиционно проявили консерватизм, отметив создателей «Оскарами» лишь в «технических» номинациях (лучший монтаж, звук, визуальные и акустические эффекты).
3 – От выразительных деталей (кожаные плащи, солнцезащитные очки и т.д.) до, скажем, дизайна «загрузочной» комнаты – абсолютно белой.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Материалы о фильме:
Киносеанс. Новости кино от О.Конфедерат. «Матрица» // Челябинская неделя. – № 28 (1380) от 16 июля 1999. – С. 15.
Киносеанс. Новости кино от О.Конфедерат. Кину Ривз. Будда наращивает мускулы // Челябинская неделя. – № 28 (1380) от 16 июля 1999. – С. 15.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий