Меч отмщения / Kozure Ôkami: Ko wo kashi ude kashi tsukamatsuru (1972)

Меч отмщения / Kozure Ôkami: Ko wo kashi ude kashi tsukamatsuru (1972): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Убийца сёгуна», «Одинокий волк и младенец: Отдашь сына, потеряешь руку, будешь взят под стражу» / «Lone Wolf and Cub; Lend the Son, Lend the Arms, the be Arrested», «Одинокий волк и младенец: Ребёнок и опыт внаём», «Lone Wolf and Cub: Child and Expertise for Rent» (варианты перевода названия), «Одинокий волк и младенец: Меч отмщения» / «Lone Wolf and Cub: Sword of Vengeance», «Детская коляска» / «Baby Cart», «Детская коляска: Меч отмщения», «Меч отмщения» / «Sword of Vengeance» (международные англоязычные названия).

Япония.

Продолжительность 83 минуты (версия на DVD – 80 минут).

Режиссёр Кэндзи Мисуми.

Автор сценария Кадзуо Коикэ по сюжету Кадзуо Коикэ и Госэки Кодзимы.

Композитор Хидэаки Сакураи.

Оператор Тикаси Макиура.

Жанр: фильм действия

Краткое содержание
В период господства Сёгуната Токугава возникло три влиятельных структуры. Шпионы, стремившиеся уничтожить правителя, образовали организацию Тансакунин. Убийцы, поставившие целью пресекать попытки свергнуть власть, окрестили себя Сикакунин. И, наконец, активно действовали члены Кайсякунин, которым были вменены обязанности палачей, ассистирующих сёгунам и самураям, которым приказано совершить ритуальное самоубийство — сэппуку. Огами Итто (Томисабуро Вакаяма), не имеющий себе равных в искусстве владения мечом, стал официально избранным Кайсякунином и получил право носить герб сёгуната. Однако происки врагов из конкурирующих кланов, порешивших Адзами (Рэйко Касахара), жену Огами, заставили его покинуть дом и избрать судьбу ронина — наёмника, странствующего вместе с сыном-младенцем Дайгоро (Акихиро Томикава) в поисках того, кто готов платить.

Также в ролях: Фумио Ватанабэ (Бизенноками Ягью), Томоко Маяма (Осэн, проститутка), Сигэру Цуюгути (Кэнмоцу Сугито), Такэтоси Наито (Итигэ), Ёси Като (Дандзё Тонами), Кэйко Фудзита (Адзами Огами).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.10.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Меч отмщения / Kozure Ôkami: Ko wo kashi ude kashi tsukamatsuru (1972): кадр из фильма
Какое будущее его ждёт?

Если не принимать в расчёт сравнительно узкий (за пределами Страны восходящего солнца) круг любителей манги, многие открывали для себя Огами Итто, то есть ‘одинокого волка’, вместе с юным сыном путешествующего по раздираемой междоусобицами Японии, благодаря картине «Убийца сёгуна» /1980/. А ведь американец Роберт Хьюстон всего лишь отобрал из шести частей оригинального киносериала лучшие, на его вкус, фрагменты – и смонтировал новый, как бы самостоятельный полнометражный кинофильм. В этом, в принципе, нет ничего плохого, благо что подобный опыт способствовал росту интереса к оригиналу. Другое дело, если кто-то ошибочно полагает, что ознакомиться с облегчённой заокеанской версией, якобы отсеявшей всю «воду», оставив лишь жестокое, колоритное, кровоточащее действие, вполне достаточно. В сравнении с подходом Роберта, поневоле придавшим истории романтический и чуть ли не фантазийный оттенок, взгляд Кэндзи Мисуми и кинодраматурга Кадзуо Койкэ1 отличается ещё и реалистичностью – наблюдательностью беспристрастного (но не безразличного!) хроникёра.

Меч отмщения / Kozure Ôkami: Ko wo kashi ude kashi tsukamatsuru (1972): кадр из фильма
Смело идёт вперёд

На этом следует остановиться подробнее. Мисуми прошёл отличную школу национальных поджанров, сотворив не один десяток запоминающихся самурайских боевиков, в частности, несколько частей (включая первую) из другого популярного цикла, про Дзатоити2. Поэтому было бы глупо удивляться его умению предельно эффектно подать на экране поединок на мечах, завершающийся фонтаном крови из рассечённой артерии, как правило, куда раньше, чем соперник Огами успевает среагировать. Хотя даже такие сцены не просто захватывают дух динамизмом и суровостью, но и завораживают, уподобляясь таинству, точно каждый раз совершается ритуал, подобный сэппуку. И всё же не это является тем главным, что позволяет ленте (и продолжениям) не устареть, невзирая на появление новых, технически более совершенных жанровых образчиков. Кэндзи Мисуми не мог позволить себе подобно ряду выдающихся коллег (вроде Акиры Куросавы или Масаки Кобаяси) изнутри переосмысливать и, хуже того, развенчивать каноны дзидайгэки, кэнгэки, тямбара и т.д. И всё равно его «Меч мести» с лёгкостью возносится до высот шекспировских трагедий, повествуя о бремени Власти. О проклятии, которое вынужден отныне нести Итто, бросивший вызов сложившейся социальной иерархии и посвятивший существование благородному возмездию – сознательно предпочтя судьбу презренного наёмника. Не могу не отметить заслуги фактурного актёра Томисабуро Вакаямы, чьими усилиями образ Итто приобретает архетипические черты. И сложно переоценить влияние игрового «Одинокого волка и младенца» на некоторых знаменитых творцов аниме – например, на Ёсиаки Кавадзири.

.

__________
1 – Он же выступил соавтором сюжета вместе с Госэки Кодзима.
2 – Или Затоiчи, как его привыкли именовать у нас благодаря недавнему «римейку», осуществлённому Такэси Китано.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter