Мемфис Белль: История «Летающей крепости» / The Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress (1944)

Мемфис Белль: История «Летающей крепости» / The Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress (1944): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Мемфисская красавица»: История «Летающей крепости» / «Мемфисская красотка»: История «Летающей крепости» / «Краса Мемфиса»: История «Летающей крепости» (варианты перевода названия), «Мемфис Белль» / «Мемфисская красавица» / «Мемфисская красотка» / «Краса Мемфиса» / «The Memphis Belle» (США: усечённый вариант названия).

США.

Продолжительность 45 минут.

Режиссёр Уильям Уайлер.

Авторы сценария Джером Чодоров, Лестер Кёниг, Уильям Уайлер.

Композитор Гэйл Кубик.

Операторы Уильям Х. Клозир, Уильям В. Скэлл, Хэролд Дж. Тенненбаум, Уильям Уайлер (все без указания в титрах), использованы кадры боёв, снятые Дэниэлом Э. МакГоверном (без указания в титрах).

Жанр: документальный фильм, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
Экипажу бомбардировщика B-17F-10-BO фирмы «Боинг», серийный номер 41-24485, получившего название «Мемфис Белль», предстоит совершить последний, двадцать пятый боевой вылет — с аэродрома в Великобритании на Вильгельмсхафен, где расположена база ВМС Германии. Целью крупномасштабной операции являются несколько ключевых промышленных и оборонных объектов противника. «Летающие крепости» славятся способностью решать задачи даже при серьёзных повреждениях, и лётчики надеются, что сумеют вернуться домой героями, оставшись живыми и невредимыми.

С участием (все в качестве самих себя): полковник Стэнли Рэй (командир группы), капитан Роберт Морган (командир корабля), капитан Джим Э. Веринис (второй пилот), сержант Роберт Дж. Хэнсон (радист), капитан Чарльз Б. Лейтон (штурман), сержант Хэролд П. Лоч (бортинженер-стрелок), сержант Джон П. Куинлан (стрелок хвостовой турели), сержант Сесил Х. Скотт (стрелок), капитан Винс Эванс (бомбардир), сержант Кларенс Э. Уинчелл (стрелок), сержант Тони Нэстал (стрелок), бригадный генерал Хэйвуд Хэнселл (генерал ВВС США), король Георг VI (поздравляющий экипаж «Мемфис Белль»), королева-мать Елизавета (поздравляющая экипаж «Мемфис Белль»), генерал Айра К. Икер (командир 8-й воздушной армии США), Юджин Керн (рассказчик повествователь), Арт Гилмор (рассказчик повествователь).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.01.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мемфис Белль: История «Летающей крепости» / The Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress (1944): кадр из фильма
«Логотип» самолёта

В «Лучших годах нашей жизни» /1946/ судьба сведёт не просто трёх ветеранов, возвращающихся домой после Победы союзников по антигитлеровской коалиции над странами «оси», а – представителей разных видов вооружённых сил. И как бы высоко ни ценил режиссёр вклад в разгром неприятеля сухопутных войск, олицетворяемых суровым сержантом Алем Стивенсоном, и ВМС, представляемых Гомером Пэрришем, трудно не заметить, что его наибольшие симпатии вызывают капитан Фред Дерри и все ВВС. В том нет ничего удивительного. Подобно тому, как Джон Форд воспел подвиги моряков (за что по совокупности заслуг получил звание контр-адмирала), майор Уильям Уайлер увековечил в целлулоиде достижения тех, кто нёс службу в авиации. Именно так – увековечил. Как и многие советские документальные фильмы, смонтированные из кадров, снятых с риском для жизни фронтовыми кинооператорами на полях сражений Великой Отечественной войны, их кинопроизведения лишь поначалу исполняли пропагандистскую (и просветительскую) функцию, воодушевляя народные массы на борьбу с агрессором. Сегодня это – ценнейшие художественные свидетельства о сравнительно недолгом, но поистине стержневом историческом отрезке.

Мемфис Белль: История «Летающей крепости» / The Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress (1944): кадр из фильма
К взлёту готов!

Авторы, конечно, не могли обойтись без нескольких постановочных эпизодов (не говоря уже о фрагменте, где подробно, с иллюстрациями на карте разъясняется план операции), но все они были сняты на земле, в сравнительно спокойной обстановке. В то время как самые волнующие и напряжённые кадры получены, о чём зрителей и уведомляют в титрах, в ходе подлинных воздушных сражений. Известно, что кинематографисты лично принимали участие в боевых вылетах1, без чего, вероятно, казалось невозможным передать тот спектр сильнейших эмоций (от страха до ярости), что испытывали члены экипажей. Когда отрываются от земли, сменяя друг друга, десятки бомбардировщиков (действительно впечатляющая монтажная фраза!), это свидетельствует о мощи американской авиации не хуже, чем угрожающая и по-своему величественная панорама сотен грозных самолётов, заполонивших небо, несущих разрушение и смерть. И всё-таки Уильям не случайно избрал другой (полагаю, единственно верный) ракурс, сделав акцент на судьбах конкретных людей, остающихся самостоятельными личностями и вместе с тем – частью огромного слаженного коллектива, несокрушимого воинства. Драматизм резко усиливает то обстоятельство, что командир корабля и его подчинённые помнят, что «Мемфис Белль» (само название служит подбадривающим напоминанием о родных местах) совсем скоро предстоит возвращение домой. Встреча с вражескими истребителями и плотный огонь зенитных батарей, выход на цель и сбрасывание бомб, повреждение корпуса, наконец, тяжёлое ранение лётчика – во всём чувствуется и неподдельное восхищение героями, и… чувство ужаса перед реалиями войны, становящейся всё более технократичной, но оттого не менее безжалостной и кровавой. Правда, какой бы жестокой ни представлялась, не нуждается в приукрашивании… Знаменательно, что по настоянию мэра Мемфиса Уолтера Чандлера ставший знаменитым самолёт был приобретён городом (за 350 долларов) – и в июле 1946-го года доставлен туда. А много позже документальная лента послужила основой для замечательного игрового фильма, увидевшего свет в значительной степени стараниями Кэтрин Уайлер – дочери создателя оригинала, родившейся в канун Второй мировой.

.

__________
1 – Уайлер даже терял сознание из-за нехватки кислорода и, кроме того, от рёва моторов оглох на одно ухо, а оператор Хэролд Дж. Тэнненбаум – погиб.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Римейк:
Мемфисская красотка / Memphis Belle (1990)


Материалы о фильме:
Садуль Жорж. Всеобщая история кино. Том 6. Кино в период войны 1939-1945. – М.: Искусство, 1963. – С. 227-228.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+