Мертвец / Dead Man (1995)

Мертвец / Dead Man (1995): постерПолнометражный фильм (награда Европейской киноакадемии).

Другие названия: «Мертвец» / «デッドマン» (Япония), «Мертвец» Джима Джармуша» / «Jim Jarmusch’s Dead Man».

США, ФРГ, Япония.

Продолжительность 121 минута.

Режиссёр Джим Джармуш.

Автор сценария Джим Джармуш.

Композитор Нил Янг.

Оператор Робби Мюллер.

Жанр: приключенческий фильм, драма, кинофантазия, вестерн

Краткое содержание
Дикий Запад, 1880-е годы. Бухгалтер Уильям Блейк (Джонни Депп), тёзка великого английского поэта, художника и философа, приезжает в небольшой городок, откуда двумя месяцами ранее получил письмо с предложением о работе. Но место занято, и Блейк остаётся не у дел. Случайный роман с Тель Рассел (Мили Эвитал), бывшей проституткой, ныне продавщицей небольших сувениров — бумажных цветков, становится причиной двух смертей: самой Тель и её бывшего любовника Чарли (Габриэл Бирн), сына местного магната Джона Дикинсона (Роберт Митчем). За голову раненого Блейка, который убегает и вместе с индейцем по имени Эксайбачай (‘Тот, кто много разговаривает, говоря ни о чём’), предпочитающим зваться Никто (Гари Фармер), скрывается в лесах, назначается награда в 500 долларов. В погоню отправляется трио опаснейших наёмных убийц: Коул Уилсон (Лэнс Хенриксен), Конуэй Туилл (Майкл Уинкотт) и Джонни Пиккетт по прозвищу «Малыш» (Юджин Байрд).

Также в ролях: Криспин Гловер (кочегар в поезде), Билли Боб Торнтон (Большой Джордж Дракулиус), Игги Поп (Сальваторе Дженко), Джаред Харрис (Бенмонт Тенч), Майк Доусон (старик с плакатами «Разыскивается»), Марк Бринглсон (Ли), Джимми Рэй Уикс (Марвин), Мишель Траш (девушка индейца Никто), Альфред Молина (миссионер с торгового поста), Джон Хёрт (помощник Джона Дикинсона), Стив Бушеми (бармен, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.09.2022

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мертвец / Dead Man (1995): кадр из фильма
На тропе войны. Персональной

«Ты убил того белого человека, который убил тебя?» – спрашивает Никто Уильяма, слыша в ответ: «Я не мёртв. Не так ли?» А между тем французский поэт-сюрреалист Анри Мишо, чьё высказывание помещено в эпиграф, предупреждает: «Не следует путешествовать с мертвецом». Да и в рекламном слогане фильма утверждается похожее: «Никто не сможет выжить, превратившись в легенду». Блейк, носящий в сердце пулю, которую не рискнул вынуть ножом даже многоопытный, мудрый индеец, лишь номинально находится среди обитателей этого бренного мира. Передвигается по земле, говорит и даже – косит из револьвера и «винчестера» подонков всех мастей пачками. Уильям, в сущности, уже мёртв, даже получив небольшую отсрочку в своём неизбежном путешествии на широком каноэ в вечность…

Мертвец / Dead Man (1995): кадр из фильма
Будущий мертвец

Шестую полнометражную картину Джима Джармуша, стилистически – резко отличающуюся от его предыдущих работ, проще всего объявить сугубо постмодернистским произведением. И это будет верно – если только само понятие постмодернизма не низводить до неких примитивных представлений. В авторской «игре» образами и архетипами, сквозными мотивами и кинематографическими выразительными средствами содержится немало иронии. Индеец, окрестивший себя по подобию ганфайтера из известного «спагетти-вестерна», даже став изгоем в родном племени, тем не менее – продолжает общаться с великими духами. Но ведь при этом получил образование в Старом Свете. И является носителем истинных европейских духовных ценностей в гораздо большей степени, нежели белые поселенцы, чьё следование библейским заповедям не мешает проводить геноцид местного населения: и силой оружия, и – путём безвозмездной раздачи одеял, инфицированных вирусами оспы и холеры. Никто встречает собственного кумира, почившего на полвека раньше, который постепенно и сам начинает отождествлять себя с великим романтиком, продолжая писать стихотворения… кровью расстреливаемых. Если по пути возникают фигуры представителей закона, старшего и младшего помощников шерифа, то зовут их Ли и Марвин – не иначе, как в честь актёра Ли Марвина. А если уж речь идёт о суровости Дикого Запада, то не обойтись без Коула – убийцы, растлителя, людоеда. Самого воплощения варварского («биологического») зла по аналогии с тем, как образ узурпатора-самодура Джона Дикинсона есть средоточие зла социального. И россыпь ярких штрихов – остроумных цитат из выдающихся фильмов прошлого, в том числе не имеющих никакого отношения к вестерну… Достаточно упомянуть «Иваново детство» /1962/ Андрея Тарковского (эпизод разговора в берёзовом лесу) и «Заводной апельсин» /1971/ Стэнли Кубрика.

Мертвец / Dead Man (1995): кадр из фильма
Переродился…

По счастью, всё это не становится для Джармуша самоцелью, но – работает на основную мысль, на создание картины грандиозного, воистину вселенского по своим масштабам видения Вселенной. Мистические искания романтизма нисколько не вступают в противоречие с честностью и искренностью реализма. Ницшеанские представления о возможностях человека лишь дополняются философскими откровениями экзистенциалистов. Знания о привычных, физических материях и догадки о материях метафизических, накопленные Западом, обогащаются искусством непосредственного прикосновения к трансцендентному миру, сохранённым древними цивилизациями Северной Америки… И, скажем, возвышенные слова из лирики Уильяма Блейка рифмуются с текстами песен рок-группы The Doors1, а умопомрачительные гитарные композиции Нила Янга – приобретают вовсе вневременной характер. Одним словом, завораживает… И всё-таки Джим Джармуш решил не останавливаться на достигнутом, блестяще развив тему в «Псе-призраке: пути самурая» /1999/, где, кстати, также (и отнюдь не вдруг!) возникнет знакомый образ – индейца Никто.

.

__________
1 – Ср. цитируемые по ходу действия строки.

Каждый день на белом свете
Где-нибудь родятся дети.
Кто для радости рожден,
Кто на горе осужден.

Прорицания невинного. В переводе С. Маршака.

Кто-то рождён для сладкого наслаждения,
А кто-то рождён для бесконечной ночи.

Композиция «Конец ночи».

Прим.: рецензия впервые опубликована на World Art



Материалы о фильме:
Фестивали: Канн-95 // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 34-35, 39-46.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+