Метиска / Métisse (1993)
Другие названия: «Кофе с молоком» / «Café au lait» (международное название).
Франция, Бельгия.
Продолжительность 94 минуты.
Режиссёр Матьё Кассовиц.
Автор сценария Матьё Кассовиц.
Композиторы Жан-Поль Долн, Мари Долн.
Оператор Пьер Айм.
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Лола Модуэ (Жюли Модуэ) приглашает к себе домой Джамаля Саддама Абоссоло М’бо (Юбер Кунде) и Феликса (Матьё Кассовиц), с которыми одновременно поддерживала романтические отношения, чтобы объявить, что беременна, причём она не знает, кто отец будущего ребёнка. Парней ситуация, естественно, шокирует, и отнюдь не потому, что первый является чернокожим (сыном дипломата африканской страны, студентом), а второй — белым, из семьи иудеев. Девушка-метиска не просит помощи — лишь предупреждает, что намерена родить ребёнка…
Также в ролях: Венсан Кассель (Макс), Тадек Локчиньский (дедушка Феликса), Жани Холт (бабушка Феликса), Рывка Вайсброт (тётя Феликса), Элоиза Раут (Сара), Марк Берман (Морис), Андре Даман (мать Мориса), Берта Баго (бабушка Лолы), Жан-Пьер Кассель (доктор Пужоль, гинеколог), Фелисити Вуасси (акушерка), Брижжит Бемоль (девушка Джамаля), Лидия Эванде (Мэрилин), Антони Сутер (полицейский), Петер Кассовиц (профессор юридического факультета).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.03.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Матьё Кассовиц пошёл по стопам своего отца Петера, начинавшего на актёрском поприще (между прочим, дебютировав у Жана-Люка Годара, в фильме «Жить своей жизнью» /1962/), а затем – переключившегося на режиссуру и написание сценариев. Вместе с тем, даже если бы в диалогах не мелькнуло имя Спайка Ли, его сравнение с этим (тогда уже признанным) афро-американским кинематографистом всё равно бы напрашивалось. Дело не только в общности затронутых тем, включая отношения представителей разных рас и культур, сосуществующих в современном западном (неважно, заокеанском или европейском) мегаполисе. Подобно коллеге Матьё прибегает к раскованному киноязыку, замечательно передающему атмосферу улиц, суматошный ритм бытования, и одновременно – перевоплощается в образ Феликса (имя в переводе с латыни означает ‘счастливый’, ‘благополучный’), не очень-то задумывающегося о будущем, трудясь курьером, а подрабатывая сбытом по мелочи наркотиков. Как тут не отметить параллели с Муки (разносчиком пиццы из замечательной трагикомедии «Делай как надо!» /1989/), пусть молодой француз и воспитывался в добропорядочной, чтущей традиции предков еврейской семье?..
Впрочем, самое время сделать принципиальную оговорку. Кассовиц по праву известен своими остросоциальными картинами, будь то душераздирающая драма «Ненависть» /1995/ или напряжённый детектив «Багровые реки» /2000/, причём соответствующая заявка прозвучала уже в ранних короткометражках1. Но «Метиска», пока не снискавшая зрительского успеха (89 тысяч проданных билетов при бюджете порядка $668 тыс.), производит впечатление самой светлой и жизнеутверждающей его работы. Матьё даже сторонится сарказма, в пику тому же Спайку в ленте «Ей это нужно позарез» /1986/, где Нола никак не могла сделать выбор в пользу одного из трёх (до смешного не похожих друг на друга) любовников. Драматическая ситуация задаётся почти сразу (Лола ошарашивает избранников новостью о беременности), однако соперники, пройдя через сомнения и подавив взаимную неприязнь, приходят к парадоксальному совместному решению. В конечном итоге оказывается не так уж важно, кто биологический отец: главное – чтобы ребёнок (белый или темнокожий) родился здоровым, а девушка сполна познала радости материнства.
Режиссёр-сценарист не отказывает себе в удовольствии раскрыться наблюдательным, чуть ироничным бытописателем, погружая публику в хорошо изученную социальную среду. Отдельного упоминания заслуживает линия отношений со старшим братом Максом (интересная ранняя роль сына Жана-Пьера Касселя Венсана), успевшим нажить неприятности с законом и теперь сожалеющим об ошибках отрочества. Но в «Метиске» ему удаётся и нечто большее – возвыситься до обобщения. Общественные процессы, которыми публицисты, социологи да и рядовые обыватели всерьёз озаботились в десятые годы следующего столетия, вызревали гораздо раньше – задолго до наплыва беженцев, ринувшихся в Старый Свет, спасаясь от череды инспирированных извне (прежде всего Соединёнными Штатами, но в координации с союзниками по НАТО) локальных войн. Молодой кинематографист прозорливо заметил, что родная страна постепенно превращается в расово-культурном отношении в «метиску». Правда, особой проблемы в этом не видел, резонно полагая, что корень бед лежит в иной – политэкономической – плоскости, порождающей неизбывную при капитализме межклассовую ненависть. О чём совсем скоро выскажется предельно жёстко и бескомпромиссно.
.
__________
1 – Удачнее всего получилась девятиминутная сатирическая зарисовка «Белый кошмар» /1991/, отмеченная наградой в программе «Перспективы» Каннского МКФ.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Франсуа Яник. Новая новая волна французского кино: вы о ней ещё услышите // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 22. – С. 34-35.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий