Мэверик / Maverick (1994)

Дубинин В. Мэверик // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 22 (осень). – С. 44-47.

МЭВЕРИК

США, 1994 Уорнер Бразерс Продакшп. Режиссер Ричард Доннер. Сценарий Вильяма Голдмена. Оператор Вильям Зигмонд. Композитор Ренди Ныомен. В ролях: Мэл Гидеон, Джоди Фостер, Джеймс Гартнер, Грэм Грин.

Мэл Гибсон, один из создателей и страстных ревнителей новой версии знаменитого телесериала 50-х «Мэверик», почти его ровесник: Мэл родился в 1956, а сериал о похождениях всеобщего любимца и пройдохи Брета Мэверика, снятый студией Уорнер Бразерс, впервые появился на телеканале АВС в 1957 году, и вплоть до 1962 года его 124 серии оставались самыми популярными среди бесчисленных ковбойских сериалов американского телевидения, предоставляя возможность проявить себя многим актерам и режиссерам, в том числе начинавшему тогда свой творческий путь Роберту Олтману. Мэл Гибсон провел молодые годы в Австралии и знал об этом сериале лишь понаслышке, но ему всегда хотелось снять ковбойский фильм, и когда его партнер по кинобизнесу Брюс Деви напомнил ему об успехе «Мэверика», он с радостью ухватился за идею сделать римейк. Компания Уорнер Бразерс охотно пошла на возобновление своего старого шедевра. Режиссером стал Ричард Доннер («Смертельное оружие»). Шли переговоры о приглашении Пола Ньюмена на роль шерифа Зайна Купера, но в итоге его сыграл Джеймс Гарнер, тот самый, который в телесериале 50-х сыграл Брета Мэверика, что превратило в его в кинозвезду первой величины, затмив его славу участника войны в Корее и кавалера ордена «Пурпурное сердце». О своей работе в новой версии «Мэверика» Гартнер говорит: «Меня охватила ностальгия и воспоминания. Я отлично помню, как все происходило в 50-х. В то время и в мыслях у меня не было, что, спустя почти сорок лет, я буду играть шерифа, то есть врага Мэверика».

Таким образом, «Мэверик» Гибсона как бы правопреемник телевизионного сериала, очарование которого, по словам Мэла, заключалось в том, что он был эталоном жанра, наиболее ярким произведением такого рода. Но… «Мой Мэверик не так крут, как Мэверик Джеймса Гарнера, – добавляет Мэл Гибсон. – Он более легкомыслен, больше обеспокоен своей грязной рубашкой, чем перспективой собственного повешения».

Действие фильма происходит в 70-е годы прошлого столетия. Это было не самое кровавое время Дикого Запада – время не столько ковбоев и индейцев, сколько мошенников и карточных шулеров, ловкостью рук и трюков добывавших свое счастье. Таков и Брет Мэверик. Талант выйти целым и невредимым из любой передряги, своего рода «отрицательное обаяние» сделали его притягательной фигурой в глазах кинозрителей. Он настоящий герой, хоть и говорит о себе: «Я – самый невезучий парень в округе. Мне везет только в игре». В игорных салонах и казино кует Брет Мэверик свое счастье, которое как бы само «липнет» к его ловким пальцам. Случаются, естественно, и стычки с разными забияками и ковбоями (какой же вестерн без них), и тут великолепному авантюристу

44

неизменно сопутствует форт. Кулаки, многозарядный кольт и бесконечное обаяние помогают ему вынести все испытания. До времени, пока на пути у него не встречается некто, равный ему в карточной игре и везении: прекрасная Анабель.

Тут-то, как говорится, все и начинается… Пружину сюжета закручивает и еще один персонаж, шериф Купер (Джеймс Гартнер), который преследует прекрасную Анабель со вполне определенной, низменной целью. Словом, прежде чем дело придет к развязке, Мэверику предстоит пережить массу приключений. К примеру, защитить индейского вождя от издевательств некого эрцгерцога, как выясняется, незаконнорожденного.

Знаменитый голливудский режиссер Ричард Доннер в свои 57 лет настоящий хозяин на съемочной площадке, воплощение силы и твердости. Его тон – полушутливый, хоть и грубоватый, был принят съемочной группой, не оскорблял никого: «Билли, если я увижу в кадре тень от твоего микрофона, ты больше не Билли, усек?» Он любит подгонять съемочную группу во главе с венгерским оператором Вильмосом Зигмондом: «Мы готовы? Вильмос, я собираюсь поговорить с одним моим знакомым из иммиграционного управления…» – «Я живу в Америке больше, чем иммиграционная служба существует», – парирует Зигмонд.

Впрочем, с начальством Доннер ведет себя точно так же, как и с подчиненными. Гибсон, более других привыкший к этому еще со времен съемок трех серий «Смертельного оружия»,

45

лично нанял Доннера и нисколько не жалеет об этом.

С шутками и взаимными подначками снимается одна из труднейших сцен фильма. Мэверик – Мэл Гибсон – пытается остановить упряжку лошадей, повиснув между ними и дилижансом, в то время как дилижанс мчится на полной скорости, бешено подпрыгивая на ухабах. В момент, когда Мэл в таком неудобном положении правит экипажем, камера показывает его в пыли и грязи с головы до ног. Каскадер Микк Роджерс, отвечающий за трюки, держит актера за веревку, обвязанную вокруг пояса Гибсона, натягивая ее изо всех сил, чтобы тот не сорвался и не попал под колеса. «Экипаж был такой старый и полуразвалившийся и так дребезжал по камням, – говорит после съемки Роджерс, – что мне стало не по себе: Гибсон был на краю гибели». Но неожиданно Гибсон заметил изъян в своей работе и просит

46

повторить сцену, так, чтобы он был еще ближе к земле. «Пожалей свою жизнь, расслабься», – отвечает Доннер. Сцена снималась со скоростью 12 кадров в секунду, вместо обычных 24, так, что в проекции, при нормальной скорости, она казалась более быстрой. Но чтобы движения актера при этом не выглядели слишком резкими и отрывистыми, Гибсон замедляет их, двигаясь как человек, находящийся под водой. Висеть вниз головой под ногами лошадей, рискуя покалечиться, и в это время думать о ритме своих движений – это высокое мастерство!

Совершенно неожиданно (для зрителей, а во многом’ и для самих создателей фильма) в главной женской роли (Анабель) снялась Джоди Фостер, кинозвезда, лауреат двух Оскаров за роли в картинах совсем иного плана. Первоначально предполагалось отдать роль Анабель Мег Райан. С ней уже велись переговоры, но, как говорил потом Доннер, она пожелала поберечь свое время для мужа и ребенка. Была на примете и Ким Бессинджер, но и с ней что-то не сложилось. Когда Доннеру сказали о Джоди Фостер, он поначалу сомневался, но потом «увидел» ее в роли Анабель: за три недели до начала съемок Фостер получила приглашение и, дав согласие, уехала во Францию по своим делам.

Картина уже десять дней была в работе, когда она вернулась. По завершении съемок Доннер, известный своей взыскательностью, отметил: «Можно сказать, что Джоди Фостер случайно попала на нас или мы на нее. Это замечательная, прекрасно организованная, прямодушная женщина, творец своей судьбы и карьеры». Ему вторил Мэл Гибсон: «Обычно Джоди работает на душераздирающем материале. У нас она впервые была полна острот и шуток!»

Довольна своей работой и Фостер: «В комедии не имеет никакого значения, «правильно» вы играете или нет. Самое главное – во всем есть жизнь. Вы должны видеть, что на сцене всегда царит смех, что нет напряжения или плохого настроения».

При таком стечении обстоятельств (гармония, взаимовосхищенность, увлеченность всех – от актера до осветителя) неудивительно, что «Мэверик» получился освежающим, комическим, развлекательным вестерном 90-х годов. И прав оказался Мэл Гибсон в своих предсказаниях относительно «Мэверика», фильм считается одним из лучших произведений Голливуда в нынешнем году, его коммерческий потенциал сравним с уровнем, достигнутым знаменитым фильмом Кевина Костнера «Танцы с волками».

«Идея создать фильм, связанный с известным сериалом и, одновременно, вносящим в действие много нового, комичного созрела давно, – говорил по завершении съемок Мэл Гибсон. – Эта работа принесла мне массу удовольствия. Может быть, это прозвучит странно, но величайшим наслаждением было быть сброшенным с коня и досыта наесться песка при этом…»

Что ж, такого рода падения помогают художнику подняться к новым высотам искусства. В данном случае, искусства возрождения вестерна.

В. Дубинин

47

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+