Михай Храбрый / Mihai Viteazul / Michel le Brave / Michele il bravo (1971)

Михай Храбрый / Mihai Viteazul / Michel le Brave / Michele il bravo (1971): постерПолнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Михай Отважный» (неточный перевод названия), «Последний крестовый поход» / «La dernière croisade» (Франция) / «L’ultima crociata» (Италия) / «Last Crusade» (международное англоязычное название), «Михай Храбрый» / «Michael the Brave» (международное англоязычное название)

Румыния, Франция, Италия.

Продолжительность 203 минут.

Режиссёр Серджиу Николаеску.

Авторы сценария Титус Поповичи.

Композитор Тиберио Олах.

Оператор Мирча Георге Корня.

Жанр: фильм действия, биографический фильм, драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
1593-й год. Взяв в долг средства у купцов Генуэзской республики, князь Михай (Амза Пелля) подкупает окружение Мурада III (Колеа Рауту) и добивается расположения самого турецкого султана, который дарует ему титул господаря Валахии. Проходит время. Селим-паша (Серджиу Николаеску), прибывший за очередной данью, едва не гибнет вместе с прочими кредиторами князя… Михай открыто заявляет о намерении освободить родные земли от владычества Османской империи. Но удастся ли это правителю?

Также в ролях: Йон Бесою (Жигмонд Батори), Николае Секэряну (Синан-паша), Дьёрдь Ковач (Андраш Батори), Аурель Рогалчи (император Рудольф II), Эммерих Шеффер (генерал Джиорджио Баста), Ольга Тюдораче (мать Михая Храброго), Ирина Гардеску (графиня Россана Вивентини), Иоана Булкэ (Станка, жена Михая), Иларион Чобану (Строе Бузеску), Септимиу Север (Раду Бузеску), Флорин Пьерсик (Преда Бузеску), Клара Себок (Мария Кристина де Грац), Мирча Албулеску (отец Стойке).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.12.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Михай Храбрый / Mihai Viteazul / Michel le Brave / Michele il bravo (1971): кадр из фильма
Правитель на поле боя

Серджиу Николаеску не пожелал развивать успех «Даков» /1967/, оставив возможность снять продолжение коллеге – Мирче Дрэгану («Колонна» /1968/), но почти сразу приступил к реализации другого, не менее амбициозного проекта. Интерес к возможной копродукции проявляла крупная голливудская кинокомпания Columbia Pictures (кстати, в итоге приобрётшая права на зарубежный прокат), которая обязалась обеспечить огромный для того времени бюджет в размере $4 млн. и привлечь «звёзд» мировой величины, называя среди потенциальных исполнителей Элизабет Тейлор, Ричарда Бартона, Чарлтона Хестона, Орсона Уэллса, Кирка Дугласа… Однако для руководства страны и лично Николае Чаушеску было делом чести, чтобы фильм получился в первую очередь румынским – и чтобы ведущие партии достались местным актёрам. Сегодня сложно представить кого-то другого в образе Михая Храброго, а между тем Амзе Пелля выдержал труднейший конкурс, затянувшийся настолько, что пришлось начать съёмки второстепенных эпизодов ещё до утверждения кандидатуры! Не меньшей удачей оказалось приглашение Йона Бесою, бесподобного в обличии Жигмонда Батори – искушённого политика-интригана, не блещущего отвагой, тщеславного, жаждущего удовольствий, зато коварного и хитрого, точно змий-искуситель во плоти. Без мощной государственной поддержки, в том числе без привлечения для батальных эпизодов солдат армии СРР (числом, по разным оценкам, в 5-10 тысяч человек личного состава), осуществить столь масштабную постановку было бы немыслимо. «Михай Храбрый», обошедшийся в 14 млн. леев1 и оставшийся, пожалуй, самым внушительным для национальной кинематографии (превзойдя и другую, отчасти созвучную ленту того же Дрэгана – «Род Шоймаров» /1965/) эпическим фильмом, предсказуемо вызвал огромный зрительский ажиотаж2. Излишне и говорить о том, что для новой, постсоциалистической Румынии сотворить нечто подобное – далеко за пределами возможностей.

Михай Храбрый / Mihai Viteazul / Michel le Brave / Michele il bravo (1971): кадр из фильма
Тоже готовы к сече

Серджиу Николаеску упоминал о курьёзном инциденте во время премьерного показа на VII Московском МКФ – конфузе, вызванном эпизодом, где происходит братание валахов с молдаванами, выставленными на поле брани Иеремией Могилой. Кроме того, сценаристу Титу Поповичи приходилось учитывать тёплую дружбу с венграми (но не с поляками), выведя на экране в качестве врагов не их, а австрийцев. Да и в целом картина снята, чего греха таить, с учётом текущей идеологической конъюнктуры, воспринимаясь идеальным художественным (к тому же, с опорой на факты из прошлого) воплощением чаяний Генерального секретаря РКП, позднее Председателя Госсовета и Президента республики. Для румынской культуры «Михай Храбрый» оказался одновременно «Александром Невским» /1938/ и «Иваном Грозным» /1944-58/. Господарю приходится готовить войско и сплачивать народ на борьбу с иноземными захватчиками (почти в точности повторяя слова русского князя о том, что ждёт всякого, кто придёт с мечом!) и параллельно – заниматься строительством единого государства, выступая собирателем румынских земель. И подобно тому, как упомянутые работы Сергея Эйзенштейна выходили далеко за рамки задач «оборонного» кинематографа, ставившихся в канун Великой Отечественной войны и в годы борьбы с оккупантами, Николаеску и Поповичи всё же не ограничиваются частными – пусть самыми злободневными – аспектами, стремясь осмыслить законы Истории в их диалектической сложности. Достижения гениального полководца и выдающегося государственного деятеля вызывают тем большее уважение, что приходилось сражаться на два фронта – противостоять могущественным империям: Священной Римской и Османской. Даже лавируя между интересами непримиримых противников, прибегая к обману и подкупу, идя на компромиссы (например, признавая себя вассалом Батори), Михай Храбрый демонстрировал исключительное благородство. А главное, до последних мгновений жизни оставался верным высокой, воистину мессианской идее – и тем обессмертил себя в памяти народа.

.

__________
1 – Что примерно соответствовало $500 тыс., то есть съёмки обошлись в восемь раз дешевле, чем сделал бы Голливуд.
2 – Внутри страны посещаемость составила свыше 13,3 млн. человек (третье место в перечне абсолютных рекордсменов).

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+