Моана / Moana (2016)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
США.
Продолжительность 107 минут.
Режиссёры Джон Маскер, Рон Клементс, сорежиссёры Дон Холл, Крис Уильямс.
Автор сценария Джаред Буш, авторы сюжета Рон Клементс, Джон Маскер, Крис Уильямс, Дон Холл, Памела Рибон, Аарон Кэнделл, Джордан Кэнделл.
Композитор Марк Манчина (номинация на «Грэмми» за саундтрек; премия «Грэмми», номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» за песню How Far I’ll Go Лина-Мануэля Миранды).
Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, комедия, семейный фильм, кинофантазия, мюзикл
Краткое содержание
Моане (озв. Аулии Гравальо), живущей на острове Мотунуи, с детства хотелось заплыть за риф, чтобы узнать, что таит необъятный океан. Это строго-настрого запрещает отец — вождь племени Туи (озв. Темуэра Моррисон, вокал Кристофер Джексон). Однако в какой-то момент кокосовые деревья начинают чахнуть, а улов рыбы резко сокращается. Ситуация грозит массовым голодом. Девушка, догадывающаяся, что ответ на вопрос о причине бедственного положения содержится в древней легенде, решается на отчаянный шаг, отчалив на каноэ вместе с петухом Хей-Хеем (озв. Алан Тьюдик). Её цель — найти Мауи (озв. Дуэйн Джонсон) и заставить самоуверенного полубога вернуть сердце богине жизни Те Фити, похищенное много веков тому назад.
Роли также озвучивали: Луиза Буш (Моана в детстве), Рэйчел Хаус (бабушка Тала), Николь Шерзингер (Сина), Джемейн Клемент (Таматоа), Алан Тьюдик (также житель деревни), Оскар Кайтли (рыболов), Трой Поламалу (житель деревни).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.06.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Казалось бы, Джон Маскер и Рон Клементс восстановили реноме, пошатнувшееся после оглушительного (и очень досадного!) коммерческого фиаско «Планеты сокровищ» /2002/, причём сказка «Принцесса и лягушка» /2011/ читалась попыткой поддержать славную диснеевскую школу классической анимации, неумолимо вытесняемую внедрением CGI. Но и им хочешь не хочешь пришлось «сдаться»… После того, как не удалось реализовать идею экранизации романа Терри Пратчетта «Мор, ученик Смерти» /1987/, тандем предложил руководству Walt Disney Pictures на выбор три оригинальных сюжета, из которых Джону Лассетеру понравилась история на основе полинезийской мифологии. Любопытно, что поначалу Маскер и Клементс рассматривали вариант с использованием гибридной технологии, удачно апробированной в чёрно-белой короткометражке «Бумажный роман» /2012/, однако натолкнулись на ряд технических ограничений. К тому же, Джон с Роном пришли к выводу, что компьютерная генерация образов позволит выдержать стилистику, идеально подходящую, чтобы передать природную и культурную самобытность того региона, где будут разворачиваться события. А в качестве сорежиссёров привлекли Дона Холла и Криса Уильямса, более искушённых в данном отношении. И всё-таки – не удержались, чтобы не отдать дань традиции: татуировки на теле Мауи, демонстрирующие характер, частенько вступающие с хозяином в спор, были оживлены традиционным способом, при помощи рисунка. Хотя бы так!
Впрочем, в данном случае кажется гораздо важнее, что авторы не изменили себе в базовых – эстетических – установках. Для почитателей своих прежних достижений Маскер и Клементс даже припрятали несколько сюрпризов, из которых особенно посмешила финальная (прозвучавшая после заключительных титров) реплика беспомощно барахтающегося, лёжа на спине, Таматоа, жалующегося на отсутствие помощи, чего бы, мол, не произошло, зови его Себастьяном, как одного шустрого краба. Да и в целом искренне радует, что «Моана», знакомящая публику с миром, не так уж часто привлекавшим внимание мастеров игрового кинематографа (и ещё реже – мультипликаторов), содержит все любимые нами элементы. Мауи в ответ на возражения героини, настаивающей, что является дочерью вождя, а не принцессой, резонно замечает: «Если носишь платье и у тебя в товарищах животное, ты – принцесса». Добавим от себя: диснеевская принцесса! Ей предстоит преодолеть массу опасностей, таимых необъятным океаном (правда, на редкость дружелюбным, оказывающим девушке горячую поддержку), укротить строптивого полубога, давным-давно натворившего бед, наконец, осознать истинное призвание. И, конечно же, услаждают слух и зрение яркие, красочные музыкально-танцевальные номера, введённые по канонам мюзиклов.
Любопытно, что первую версию сценария написал новозеландец Тайки Вайтити, обладающий специфическим чувством юмора, но в итоге обязанности кинодраматурга исполнил Джаред Буш. Как и в вышедшем на экраны несколькими месяцами ранее «Зверополисе» /2016/, в детище Джона и Рона1 хватает актуальных мотивов. При желании можно обнаружить феминистский подтекст, хотя представитель сильного пола (неспроста озвучиваемый знаменитым Дуэйном Джонсоном) раз за разом показывает, что тоже не лыком шит. Мультикультурализм просвечивает в стремлении кинематографистов не столько исследовать нравы обитателей дальних земель2, сколько показать, что и полинезийцы в общем-то мало отличаются от тех, кто воспитан в лоне западной цивилизации (а вот это спорно!). И даже чудовище (Те Ка, демон исполинских пропорций) на поверку оказывается… скажем так, не до конца неисправимым олицетворением зла. Тем не менее «Моана» оставляет впечатление старого доброго зрелища, занимательного и неглупого, а главное, пронизанного гуманистическим пафосом. Товарищи примут участие в реализации ещё кое-каких проектов кинокомпании, работе в которой посвятили столько лет жизни, но затем – неожиданно примут предложение со стороны.
.
__________
1 – К слову, менее финансово успешном, но кассовые сборы всё равно составили внушительную сумму – $645 млн. (при бюджете, оцениваемом в $150-175 млн.).
2 – Хотя к изучению истории и легенд туземных народов создатели подошли тщательно, широко привлекали профильных специалистов.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий