Молчание ягнят / The Silence of the Lambs (1991)
Полнометражный фильм (премия «Оскар»).
Другие названия: «Молчание агнцев» / «Овечье молчание» (варианты перевода оригинального названия).
США.
Продолжительность 118 минут.
Режиссёр Джонатан Демме (премия «Оскар»).
Автор сценария Тед Тэлли (премия «Оскар») по роману Томаса Харриса.
Композитор Ховард Шор.
Оператор Так Фуджимото.
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Джек Кроуфорд (Скотт Гленн), возглавляющий Отдел наук исследования поведения Федерального Бюро Расследований, поручает Клариссе Старлинг (Джоди Фостер, премия «Оскар»), курсантке Академии ФБР, необычное задание. Девушка должна попытаться установить контакт с Ганнибалом Лектером (Энтони Хопкинс, премия «Оскар»), блестящим психиатром и безжалостным серийным убийцей, прозванным «Каннибалом», который содержится в строгой изоляции, и, если получится, убедить его оказать содействие в поимке другого маньяка, известного как «Буффало Билл» (Тед Левайн).
В ролях: Лоуренс Э. Бонни (инструктор ФБР), Кейси Леммонс (Арделиа Мэпп), Лоуренс Т. Врентц (агент Бэрроуз), Энтони Хэд (доктор Фредерик Чайлтон), Фрэнки Фэйсон (Барни), Мария Скоробогатова (юная Кларисса), Джеффри Лейн (отец Клариссы), Брук Смит (Кэтрин Мартин), Роджер Корман (директор ФБР Хейден Бёрк), Крис Айзек (командир спецназа), в эпизоде Джордж Э. Ромеро (агент ФБР в Мемфисе, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.03.2014
Авторская оценка 9/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Джонатан Демме начинал свой путь в киноискусстве в середине 1970-х под чутким руководством продюсера и режиссёра Роджера Кормана, признанного лидера малобюджетного кинематографа, которого, выражая признательность, пригласил на небольшую, но символичную роль директора ФБР Хейдона Бёрка. Кроме того, руководство Orion Pictures Corporation, тогда уже основательно погрязшее в долгах и неотступно двигавшееся к банкротству, не только не экономило на производственном процессе, выделив достаточно солидный бюджет в размере $19 млн., но и провело грамотную маркетинговую кампанию. Решение о задержке премьеры фильма, выпущенного в кинопрокат в январе 1991-го, было продуманным ходом – и два года подряд «оскаровская» церемония прошла, так сказать, под знаком Ориона. И хотя коммерческий триумф «Молчания ягнят», занявшего по итогам сезона четвёртое место, собрав (во всём мире) $272,7 млн., к сожалению, лишь продлил на несколько лет финансовую агонию замечательной киностудии, игра стоила свеч!
Фильм Демме удивительным образом сочетает в себе незамутнённость взгляда, присущую ранней продукции упомянутого выше «гения кинопримитива», с подкашивающим профессионализмом, с виртуозным обыгрыванием законов и условностей одного из самых распространённых экранных жанров – триллера. Экранизация романа Томаса Харриса, изданного в 1988-м и ставшего вторым1 в цикле о Ганнибале Лектере, способна повергнуть в состояние шока благодаря одной интриге, многомерной, мастерски закрученной и – в довершение всего – постоянно уводящей в сторону, заставляющей переосмысливать увиденное. Привычная сюжетная линия о розыске неуловимого серийного убийцы сотрудниками правоохранительных органов, подвергающихся в ходе расследования мощному психологическому давлению и невольно – проверяющих на прочность собственное мировоззрение, лишь поначалу, да и то формально, является доминирующей. Можно понять Джека Кроуфорда, не имеющего права не использовать все доступные средства для спасения невинных женщин, – но сама затея пресечь зло, обратившись за помощью к носителю ещё большего (абсолютного?) зла, представляется по меньшей мере сомнительной.
Чем дальше, тем больше складывающиеся, несмотря на разделяющее их прочное стекло, отношения Клариссы и Ганнибала кажутся странными, противоестественными, а то и вовсе непостижимыми с житейской точки зрения. Старлинг, пожалуй, объективно не может последовать ценному кроуфордовскому совету не сообщать никакой личной информации умному, проницательному и достигшему немыслимого уровня самоконтроля собеседнику, к которому, содержащемуся в изоляции, обращается не иначе, как «доктор». Демме и блестящий оператор Так Фуджимото, усиливая необъяснимую магию, установившуюся между исполнителями2, буквально каждому кадру придают неизъяснимую таинственность, вкрадчиво внушая мысль о наличии ещё одного – незримого, но интуитивно ощущаемого – пласта реальности. Курсантка оказывается примерно в том же положении, что и Нина (из экспрессионистского шедевра Фридриха Вильгельма Мурнау), которая, чувствуя сквозь огромное расстояние боль любимого Джонатана, постепенно обретает потустороннюю связь с Носферату. С той разницей, что, даже достигая нужного результата, Кларисса всё равно остаётся ведомой – и в силах совершить лишь столько блага, сколько позволит изощрённый ум Ганнибала.
Угнетающая монументальность сцен в психиатрической клинике особого режима (и в госпитале доктора Чилтона, и в заведении, куда пациента переводят за согласие сотрудничать со следствием) достигает наивысшего напряжения в момент вынужденной исповеди мисс Старлинг, поведавшей о травмирующих воспоминаниях о пребывании в детстве у дяди. Это по всем правилам, особенно если учесть профессию Лектера, должно придать повествованию явственный психоаналитический оттенок фрейдистского толка. Для искушённого психиатра и по совместительству – маньяка, разумеется, не составит труда разгадать подспудный, символический смысл «посланий» «Буффало Билла», оставившего в жертве кокон бабочки3. С другой стороны образ охранника, распинаемого «Каннибалом» в процессе побега на решётке той клетки, в которой его держали, подталкивает к «библейской» интерпретации названия, словно девочка спасла не ягнёнка с фермы, а агнца, отдаваемого на заклание. Наконец, более чем очевидны стремления авторов представить Ганнибала (духовного наследника знаменитого полководца, бича Божьего для Римской империи и всей западной цивилизации?) тем самым сверхчеловеком, которого, нещадно искажая идеи Ницше, пытались вывести нацисты. Демона в человеческом обличии, обладателя феноменального ума, всецело управляющего эмоциями и инстинктами, не отягощённого никакими моральными препонами, на чьём фоне особенно беззащитной видится приверженка добра, неопытная, юная, сомневающаяся, ранимая, ввязавшаяся в безнадёжную интеллектуально-волевую дуэль. Однако режиссёр относится к своеобразным (диалектическим!) борьбе и единству противоположностей не без мрачной иронии, уходя в сторону от напрашивающегося философского истолкования экранного действа. В постмодернистскую эпоху и самые мрачные составляющие бытия (не говоря уже о менее серьёзных, подчас откровенно маскарадных, как в предыдущих работах Демме) не равны себе и, несмотря на все усилия, ускользают от рационального постижения. Остроумная развязка с повисшим в воздухе (по сути, риторическим) вопросом «Ну, Кларисса, ягнята перестали кричать?» и растворением в толпе после многозначительной просьбы об ответной услуге – больше напоминает завязку. И именно тем – принципиальна для искусства излёта XX века, вплотную подошедшего к осознанию неисчерпаемой многовариантности развития событий в едином пространстве-времени.
.
__________
1 – Впрочем, кинодраматург Тед Тэлли адаптировал литературный оригинал без связи с «Охотником на людей» /1986/, снятым по мотивам первой книги.
2 – В высшей степени справедливо, что и Джоди Фостер, и Энтони Хопкинс вскоре вошли в число голливудских «суперзвёзд».
3 – На что содержится намёк на постере, где узор на бражнике мёртвая голова стилизован под картину Сальвадора Дали In Voluptas Mors (лат. ‘сластолюбивая смерть’).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Самсонов Георгий. Агнец на заклание, или Диалог с людоедом // Видео-Асс Премьер. – Декабрь 1991, № 3. – С. 11.
С. Ж. О чём молчали ягнята? Послесловие к фильму Джонатана Демма «Молчание ягнят» // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 11. – С. 43.
Кудрявцев Сергей. Страшное кино: 10 самых страшных фильмов // Видео-Асс Премьер. — 1993, № 17. – С. 15-16.
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 11. – С. 31.
Анина Н. Взрослая // Ровесник. – 1993, № 9. – С. 30-31.
Михалкович Валентин. Мисс Электра, героиня «Фронтира» // Искусство кино. –1992, № 8. – С. 35-43.
Персонс Дэн. Зубная щетка для маньяка // Искусство кино. – 1992, № 8. – С. 43, 45.
Дёмин Виктор. Пряно обаяние зла // Экран. – 1993, № 1. – С. 14-15.
Фёдоров Александр. Кошмары по пятницам и в другие дни недели, или Маньяки-убийцы на ваших экранах // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 142-143.
Мастера и подмастерья ужасного цеха // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 133.
Васина Наталия. Когда молчание золото… // Видео Дайджест. – 1992, № 8. – С. 3-4.
Рейтинг // Огонёк. – 1992, № 16-17. – С. 27.
Кудрявцева Сергей. Как перестать быть вундеркиндом // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 14. – С. 10-15.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий