Молодой Франкенштейн / Young Frankenstein (1974)

Молодой Франкенштейн / Young Frankenstein (1974): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Юный Франкенштейн» / «Франкенштейн-младший» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 106 минут.

Режиссёр Мел Брукс.

Авторы сценария Джин Уайлдер, Мел Брукс (номинация на «Оскар») по роману Мэри Шелли (в титрах как Mary Wollstonecraft Shelley).

Композитор Джон Моррис.

Оператор Джеральд Харшфелд.

Также на премию «Оскар» номинировались Ричард Портман, Джин С. Кантамесса (звук).

Жанр: комедия, фильм ужасов

Краткое содержание
Доктор Фредерик Франкенштейн (Джин Уайлдер), преподающий в медицинской академии, старается не афишировать, что приходится внуком учёному, оставшемуся в истории благодаря сомнительным экспериментам по оживлению мертвецов, и даже настаивает, чтобы его фамилию произносили иначе — «Франкенстин». Тем не менее, узнав о доставшемся от прадеда, барона Альфонса фон Франкенштейна, наследстве, Фредерик отправляется в родовой замок в Трансильванию.

Также в ролях: Питер Бойл (Чудовище), Марти Фельдман (Айгор), Клорис Личмен (фрау Блюхер, номинация на «Золотой глобус»), Мэдлин Кан (Элизабет, номинация на «Золотой глобус»), Тери Гарр (Инга), Кеннет Марс (инспектор Кемп), Ричард Хэйдн (герр Фалькшайн), Лайэм Данн (мистер Хиллтоп), Дэнни Голдман (студент-медик), в эпизодах Джин Хэкмен (слепой), Мел Брукс (оборотень / кошка, в которую попали дротиком / Виктор Франкенштейн, озв., без указания в титрах), Клемент фон Франкенштейн (без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.07.2017

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Разговор / The Conversation (1974): кадр из фильма
Творение Франкенштейна

Комедийные фильмы ужасов выходили, разумеется, и раньше. И даже классическая серия 1930-х годов, основанная на романе Мэри Уолстонкрафт Шелли о докторе Франкенштейне и его Создании, на экране, впрочем, превратившемся в Чудовище (или Монстра), подвергалась незлобивому вышучиванию. Ещё в 1948-м студия Universal International Pictures сама санкционировала выпуск фарса «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна», где ведущие комики того времени попадали в замок полубезумного творца. Однако именно картина Мела Брукса, появившаяся на свет в значительной степени стараниями Джина Уайлдера, пользовалась умопомрачительным успехом, с результатом $38,8 млн. прокатной платы (при среднем бюджете в размере $2,8 млн.) заняв третью строчку в списке коммерческих лидеров сезона. По воспоминаниям авторов, идея родилась на съёмках «Сверкающих сёдел» /1974/, причём одарённый артист и кинодраматург1 дал согласие на участие в будущем проекте лишь при условии, что режиссёр, вопреки обыкновению, не отметится собственной персоной: это помешало бы создать нужную иллюзию. Хотя Мел всё равно не удержался – и лично озвучил некоторых, с позволения сказать, действующих лиц, да и присутствие постоянных членов слаженной команды не может никого обмануть. Как бы то ни было, лента по сей день остаётся вне конкуренции среди кинопародий, всё настойчивее перемещающихся из разряда штучного товара в категорию продуктов поточного производства.

Разговор / The Conversation (1974): кадр из фильма
Процесс создания

Дело не только в редкостном тщании, с каким кинематографисты подошли к воссозданию памятной атмосферы. Оператор Джеральд Хиршфелд и режиссёр задействовали значительную часть того же самого (!) технического оборудования и бутафории, что использовались на съёмках картины Джеймса Уэйла и её продолжений, скрупулёзно воспроизводили знакомые приёмы, вплоть до композиций и освещения кадров, ракурсов и движения камеры. Пример изумительной стилизации, пародийный характер которой лишь подчёркивает её искусность! В очередной раз восхищает и многосторонность дарования Брукса, не чурающегося интеллектуальных изысканий2 и раскрывающегося в самых разных ипостасях, незримо присутствуя практически в каждом эпизоде, остроумной детали, блестящем гэге. Выше всяких похвал и работа «звёзд», причём в данном случае наряду с признанными виртуозами уровня Уайлдера и Марти Фельдмана блеснул Питер Бойл, довёдя до абсурда принёсший славу типаж мужлана-пролетария радикальных правых взглядов. А уж «камео» Джина Хэкмена, которого трудно узнать не столько из-за густого грима, сколько – по причине кричащего несоответствия привычным образам…

Молодой Франкенштейн / Young Frankenstein (1974): кадр из фильма
Представляет публике

И всё-таки главным секретом Мела Брукса со товарищи остаётся последовательно отстаиваемый принцип доходить во всём до самой сути, раз за разом попадая не в бровь а в глаз. «Соль» замысла – не в ёрническом повторении знакомых перипетий, но в разъяснении и доведении до абсурда подтекста оригинального произведения, в умении вывести на свет Божий тайные механизмы воздействия на мысли и эмоции публики. В данном случае – балансирование на грани между страхом перед дерзкими (противоестественными, богопротивными) экспериментами, отвращением к Чудовищу и… жалостью к бедному Созданию, страдающему от одиночества и непонимания. Что поможет жертве разъярённой толпы, не сумевшей найти общий язык даже с несмышлёной маленькой девочкой, не говоря уже про светочей современной науки? Разумеется, вдумчивая, грамотная, хорошо поставленная речь, свидетельствующая о наличии незаурядного разума, которым с обладателем анормального (а вовсе не принадлежащего некоему А.Б. Нормалу, как поначалу утверждает растяпа Айгор) мозга делится доктор. Но и амбициозный учёный, не посрамивший родословную, поддавшись высоким творческим порывам, оказывается не внакладе, получив частичку того, перед чем не устояла Элизабет. Обратите внимание, что в финале, с наступлением долгожданной семейной идиллии, Мэдлин Кан появляется с причёской, как у Эльзы Ланчестер – незабываемой «невесты Франкенштейна». Правда, рассказывает Брукс всё это с намеренно невозмутимым выражением лица и толикой изящества, как, например, в уморительном музыкально-танцевальном дивертисменте, когда облачённые в смокинги доктор Франкенштейн и его подопечный выступают на сцене с песней Puttin’ on the Ritz.

.

__________
1 – Впоследствии называвший «Молодого Франкенштейна» любимым фильмом со своим участием.
2 – Дискуссия Фредерика с не в меру въедливым студентом содержит среди прочего и едкий антидарвинистский выпад.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Разлогов Кирилл. Не бойтесь вампира в черном плаще // Видео-Асс. – 1990, № 02. – С. 30-33.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+