Монстр / Il mostro / Le monstre (1994)

Монстр / Il mostro / Le monstre (1994): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Секс-террорист» (Россия), «Чудовище» (вариант перевода названия).

Италия, Франция.

Продолжительность 112 минут.

Режиссёр Роберто Бениньи.

Авторы сценария Роберто Бениньи, Мишель Блан, Винченцо Черами.

Композитор Эван Лури.

Оператор Карло Ди Пальмо.

Жанр: комедия, криминальный фильм, детектив

Краткое содержание
Доктор Париде Такконе (Мишель Блан) предлагает руководству правоохранительных органов провести специальную операцию по поимке сексуального маньяка, терроризирующего город. Добровольцем вызывается офицер полиции Джессика Россетти (Николетта Браски), а главным подозреваемым становится бедняга Лорис (Роберто Бениньи).

Также в ролях: Доминик Лаванан (Иоланда Такконе), Жан-Клод Бриали (Роккаротта), Лоран Спилфогель (Фрусталупи), Ивано Марескотти (Паскуччи), Франко Месколини (учитель китайского языка), Массимо Джиротти (почтенный житель), Лючана Пьери Паломби (Клаудия).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.08.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Монстр / Il mostro / Le monstre (1994): кадр из фильма
Вылитый маньяк!

Неужели Джим Джармуш, в третий раз – для римской новеллы «Ночи на Земле» /1991/ – пригласив синьора Бениньи, ограничился тем, что задал исходные условия (тёмное время суток, такси, пассажир-священник), и предоставил прославленному комику полную свободу самовыражения?! Или же это, напротив, сотрудничество с прославленным «независимым» кинематографистом из-за океана натолкнуло Роберто на идею новой постановки? Правда, соавторы, включая француза Мишеля Блана, тоже балующегося режиссурой и с нескрываемым удовольствием написавшего под себя роль «мудрого» и «проницательного» психиатра, частично опирались на факты – деяния печально известного «Монстра из Флоренции». Причём они оказались, судя по всему, ближе к сермяжной истине, чем Чезаре Феррарио в одноимённом триллере – и всё равно польстили правоохранительным органам, задерживавшим подозреваемых, но так и не сумевшим поймать того (или тех), кто совершил шестнадцать жутких убийств с 1968-го по 85-й годы.

Монстр / Il mostro / Le monstre (1994): кадр из фильма
Должны быть признаки!

Бениньи предстаёт во всём величии своей необузданной натуры, буквально каждую секунду существования на экране разыгрывая уморительные интермедии. И в общем-то неважно, находится ли Лорис в квартире, срывая очередную сделку по её продаже придирчивому домовладельцу, ловко обкрадывает супермаркет или – берёт слово на общем собрании жильцов, по наивности надеясь занять ответственную должность. И всё-таки, как бы забавно это ни казалось само по себе, лучшей (в некотором роде гениальной!) находкой авторов является другое. Сначала мы наблюдаем за бедолагой непосредственно, и мотивация его поступков не вызывает вопросов, а следом – смотрим знакомые фрагменты глазами блюстителей закона, невольно… разделяя доводы искушённого психиатра. Аналогично – в кадрах с непредумышленными манипуляциями Лориса с бензопилой и манекенами. Это не просто пикантные шутки, не типичное несоответствие одного другому, порождающее комизм ситуаций. В предельно заострённой форме Бениньи указывает на коварную особенность восприятия событий сознанием человека, цепляющимся за готовые схемы ума. Грубо говоря, мы видим и слышим ровно то, что безотчётно хотим видеть и слышать, и всё бы ничего, если б на том не базировались принимаемые решения. Например, решение подослать к подозреваемому офицера в штатском Джессику, которая должна спровоцировать психопата на совершение очередного преступления. Печально…

Монстр / Il mostro / Le monstre (1994): кадр из фильма
Успешный набег на супермаркет

В принципе, нечто подобное высмеял ещё наш соотечественник Леонид Гайдай в киноальманахе «Не может быть!» /1975/, где гостья на свадьбе (в колоритном исполнении Натальи Крачковской) не столько с ужасом, сколько с восторгом восклицала: «Сексуальный маньяк!» А вот героине Николетты Браски (в жизни – супруги и бессменной музы актёра-режиссёра) придётся испытать разочарование тем обстоятельством, что подозреваемый проявляет редкостную, прямо-таки нечеловеческую моральную стойкость… Впрочем, доктор Такконе и в финале не растеряется, найдя всему исчерпывающее объяснение. Внушительный коммерческий успех1 «Монстра», переименованного у нас в «Секс-террориста», представляется абсолютно заслуженным. Более того, возникла крамольная мысль, что теперь-то Роберто себя не перепрыгнуть – однако триумф трагикомедии «Жизнь прекрасна» /1997/ это опровергнул.

.

__________
1 – Первое место в сезоне 1994-95-х с результатом 3,5 млн. проданных билетов.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+