Мой ласковый и нежный зверь / Moy laskovyy i nezhnyy zver (1978)

Мой ласковый и нежный зверь / Moy laskovyy i nezhnyy zver (1978): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Мой ласковый и нежный зверь» / «Mein liebes zärtliches Tier», «Драма на охоте» / «Drama auf der Jagd» (названия на немецком языке), «Драма на охоте» / «The Shooting Party», «Несчастный случай на охоте» / «A Hunting Accident», «Мой ласковый и нежный зверь» / «My Tender and Affectionate Beast» (международные англоязычные названия).

СССР, ФРГ.

Продолжительность 109 минут.

Режиссёр Эмиль Лотяну.

Автор сценария Эмиль Лотяну по мотивам повести Антона Чехова.

Композитор Евгений Дога (в титрах как Еуджен Дога).

Оператор Анатолий Петрицкий.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Сергей Петрович Камышев (Олег Янковский) приносит издателю (Олег Фёдоров, озв. Александр Белявский) рукопись своей повести, основанной на событиях, непосредственным участником которых он являлся. Размеренное течение жизни мужчины, судебного следователя по должности, поддерживающего приятельские отношения с графом Алексеем Юрьевичем Карнеевым (Кирилл Лавров) и его управляющим Петром Егоровичем Урбениным (Леонид Марков), резко изменилось после встречи с Ольгой Скворцовой (Галина Беляева). Сергей влюбляется в юную дочь лесничего, обворожительную, грациозную, непосредственную, и, судя по всему, чувства взаимны… Но суждено ли им быть вместе?

Также в ролях: Светлана Тома (цыганка Тина), Григоре Григориу (Полихроний Аркадьевич Калидис), Василий Симчич (Николай Ефимович Скворцов), Виктор Лазарев (гость на свадьбе), Вадим Вильский (доктор), Евгений Марков (гость на пикнике), Мария Зорина (Сычиха), Валерий Соколоверов (Поликарп), Георгий Бурков (Поликарп, озв.), Николай Жемчужный (цыган), Эмиль Лотяну (гость на свадьбе).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.03.2023

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мой ласковый и нежный зверь / Moy laskovyy i nezhnyy zver (1978): кадр из фильма
Неужели любовь?

В литературоведении укрепилось мнение (мнение, заметим, достаточно убедительное, пусть и построенное преимущественно на косвенных посылках), что сам Антон Павлович Чехов недолюбливал «Драму на охоте» /1984-85/, написанную в нехарактерном для него – особенно для раннего периода творчества – жанре. Между тем со временем это незаурядное по замыслу, глубоко волнующее произведение снискало заслуженное признание. Полнее оценить новаторство автора, скрывшегося за псевдонимом Антоша Чехонте, помог тот факт, что Агата Кристи и спустя десятилетия выслушивала упрёки в циничном нарушении в «Убийстве Роджера Экройда» /1926/ основополагающих законов детектива. А ведь наш соотечественник ввёл фигуру ненадёжного рассказчика куда тоньше и остроумнее английской писательницы! Эмиль Лотяну имел отличные шансы создать лучшую экранизацию повести, растущий интерес к которой (ранее вышли киноверсии в США, Италии, на телевидении ФРГ) позволил привлечь к постановке западногерманских коллег и выставить картину в основной конкурс Каннского международного кинофестиваля. К сожалению, надежды оправдались не вполне.

Мой ласковый и нежный зверь / Moy laskovyy i nezhnyy zver (1978): кадр из фильма
Счастье было возможно?..

Ладно бы дело ограничилось отсутствием наград на престижном киносмотре, где триумфатором тогда стал Эрманно Ольми, бросивший в «Дереве для башмаков» /1978/ вызов всей и всяческой литературщине. Но нет! После триумфа ленты «Табор уходит в небо» /1976/ режиссёра-сценариста наверняка не порадовала заметно более скромная посещаемость (26 млн.) следующей постановки, уступившей по итогам сезона отчасти близкой по тематике польской исторической мелодраме «Прокажённая» /1976/ Ежи Гофмана. Кинокритики же и вовсе не стеснялись в выражениях. «Неумеренная красивость пейзажей и интерьеров, цыганское пение по любому поводу, даже во время соборования – всё это противоречит манере Чехова. Это уже не спор с классиком, а насилие над ним», – писал Ростислав Юренев1, выражая мнение многих коллег. Правда, чувство досады (в том числе из-за неудачного выдвижения на Государственную премию СССР) помогли компенсировать не только романтические отношения с дебютанткой Галиной Беляевой, учившейся тогда на балерину, с которой Лотяну вскоре вступил в брачный союз. И противники «Моего ласкового и нежного зверя» искренне восхищались музыкой Евгения (Еуджена, как указано в титрах) Доги, особенно – восхитительным вальсом, получившим широкую известность далеко за пределами Советского Союза.

Мой ласковый и нежный зверь / Moy laskovyy i nezhnyy zver (1978): кадр из фильма
Стоит ли богатство чувств7

Не стану скрывать, что сеанс действительно завершаешь слегка разочарованным из-за неиспользованных кинематографистами художественных возможностей. Эмиль не стал вводить внутренний монолог Камышева – лишь издатель, догадавшийся, прочтя рукопись, кто является настоящим преступником, сообщает в нескольких предложениях под занавес о дальнейших судьбах участников пресловутой «драмы на охоте». По-видимому, напрасно – во всяком случае в «Неудаче Пуаро» /2002/ Сергея Урсуляка приём сработает неплохо… Это невольно ослабило детективную составляющую и, как результат, не позволило основательно прочувствовать глубину нравственного падения судебного следователя. И да, навязчивые цыганские мотивы кажутся не шибко уместными. Тем не менее нельзя не отдать должного дотошности и искусности режиссёра в реконструкции атмосферы – не только в плане воссоздания материальной культуры, включающей даже разного рода экзотические предметы, собранные введшим моду «молиться по-гималайски» графом Карнеевым. Зорко подмеченные Чеховым признаки душевной болезни, поразившей сливки общества российской глубинки (дворян и приближённых), не находят исчерпывающего объяснения в страсти к прекрасной девушке, оказавшейся не такой уж ангельской натурой. Лотяну вполне наглядно показал истинные причины личностной деградации, приводящей к смертоубийству и, хуже того, к предательству самих себя. Разумеется, с поставленной задачей достойно справились актёры, особенно Олег Янковский.

.

__________
1 – Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 237-238.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Галина Беляева. Я женщина до мозга костей // Видео-Асс Известия. – 1998, № 36 (01). – С. 109.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+