Мулен Руж / Moulin Rouge! (2001)

Мулен Руж / Moulin Rouge! (2001): постерПолнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другое название: «Мулен Руж!» (вариант перевода названия).

США, Австралия.

Продолжительность 127 минут.

Режиссёр Баз Лурман.

Авторы сценария Баз Лурман, Крэйг Пирс.

Композитор Крэйг Армстронг.

Оператор Дональд МакЭлпайн (номинация на «Оскар»).

Жанр: драма, мюзикл, мелодрама

Краткое содержание
1900-й год. Писатель по имени Кристиан (Юэн МакГрегор), находящийся в глубокой депрессии, рассказывает грустную историю своей любви к Сатин (Николь Кидман, номинация на «Оскар»). Ярчайшая «звезда» «Мулен Руж», она мечтала стать серьёзной актрисой, и судьба, казалась, одарила девушку шансом. Однако состоятельный герцог (Ричард Роксберг), согласившийся поддержать парижское кабаре, потребовал, чтобы в награду ему досталась прекрасная куртизанка.

Также в ролях: Джон Легуизамо (Тулуз-Лотрек), Джим Бродбент (Харольд Зидлер), Гэрри МакДональд (доктор), Ясек Коман (аргентинец), Мэттью Уиттет (Сати), Керри Уокер (Мари), Кристин Ану (Арабиа), Натали Мендоса (китайская куколка), Кайли Миноуг (Зелёная фея).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.01.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мулен Руж / Moulin Rouge! (2001): кадр из фильма
Объяснение в любви

Знатоки оперы наверняка обратят внимание на неприкрытые заимствования из небезызвестных адаптаций Джаккомо Пуччини и Руджеро Леонкавалло романа Анри Мюрже «Жизнь богемы». Поклонники французской литературы отметят переклички с сюжетом пронзительной «Дамы с камелиями» /1848/ Александра Дюма-сына, известной хотя бы по многочисленным киноверсиям. Наконец, над экранными перипетиями явственно витает флёр классического сюжета о поэте Орфее, спустившемся за возлюбленной Эвридикой в ад, который, восходя к древнегреческой мифологии, служил источником вдохновения многим художникам, писателям, режиссёрам (достаточно вспомнить Жана Кокто!) и, соответственно, давно приобрёл универсальные, чуть ли не архетипические черты. Любому «нормальному» кинематографисту перечисленного показалось бы запредельно много – и он из опасения обвинений в плагиате, если б не отказался от постановки, во всём остальном постарался бы проявить оригинальность. Но только не Базу Лурману и его давнему единомышленнику Крэйгу Пирсу, для которых это стало лишь началом…

Мулен Руж / Moulin Rouge! (2001): кадр из фильма
Париж у её ног!

Вот, оказывается, каким должен быть мюзикл XXI века! Диалогами и монологами (включая так называемые «внутренние» – музыку души) в нём служат не просто песни, а популярные шлягеры разных лет. Когда Кристиан пытается донести силу чувства, испытываемого к Сатин, он прибегает, точно мудрец – к доводам, изложенным в священных книгах, к строчкам из немеркнущих (тогда ещё не написанных, но это неважно…) сочинений из репертуара The Beatles, KISS, U2, Тельмы Хьюстон, Пола МакКартни, Долли Партон, Джо Кокера и Дженнифер Уорнс. А визитной карточкой самой куртизанки станут, разумеется, «Бриллианты – лучшие друзья девушек»1, которую полувеком позже (если вести отсчёт с момента развёртывания сюжета) обессмертит красавица Мэрилин Монро в небезызвестной комедии Ховарда Хоукса, снятой по бродвейскому шоу. Среди других старых кинолент, кадры из которых всплывают в памяти во время сеанса, я бы упомянул не только тематически созвучные (от почти одноимённой биографической драмы Джона Хьюстона до «Детей райка» /1945/, «Американца в Париже» /1951/, «Лолы Монтес» /1955/), но и более серьёзные произведения – вплоть до шедевров о вампире Носферату и газетном магнате Чарльзе Фостере Кейне. Присутствие среди действующих лиц художника Анри де Тулуз-Лотрека (хотя без этого завсегдатая и апологета «Мулен Руж» было бы сложно обойтись!) служит достаточным оправданием для привнесения в действие богатых живописных традиций постимпрессионизма. Наконец, авторы не ограничивают фантазию даже такими условностями, как культурная принадлежность – и со сцены кабаре, претендовавшего на выражение европейского духа (в его французском варианте), звучат пленительные ритмы Индии.

Мулен Руж / Moulin Rouge! (2001): кадр из фильма
Мужчины покорены…

Постановки Лурмана, включая третью по счёту, не случайно выбранную для открытия Каннского международного кинофестиваля и отмеченную рядом престижных наград2, могут служить не просто идеальной иллюстрацией утверждений о торжестве постмодернистского миросозерцания на рубеже столетий и тысячелетий. Речь идёт если не о тотальном и безоглядном, то о прежде немыслимом стремлении художников сплавить в едином котле идеи, образы, символы, навеянные бесчисленными и совершенно не соотносящимися друг с другом традициями, или, говоря кинематографическим языком, – о монтаже всего со всем. Однако что здесь, на мой взгляд, удивительнее всего, так это – что за нагромождением всего описанного выше исходный материал (простые человеческие эмоции и мысли) не только не утрачиваются, но получают дополнительную мощь и глубину. По завершении сеанса не остаётся ощущения, что история Кристофера и Сатин, не менее печальная, чем у Ромео + Джульетты, затерялась в неистовстве пёстрых красок, буйстве канкана, опереточных страстях и авантюрах шайки творцов, считающих себя выразителями истинных идеалов богемы.

.

__________
1 – По иронии судьбы, специально для съёмок картины было изготовлено ювелирное изделие стоимостью $1 млн., что стало рекордом для кинематографа.
2 – Правда, в итоге премии «Оскар» достались лишь художникам-декораторам и художникам по костюмам.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+