Мумия / The Mummy (1932)

Мумия / The Mummy (1932): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Калиостро» / «Cagliostro», «Им-Хо-Теп» / «Im-Ho-Tep», «Царь мёртвых» / «King of the Dead» (рабочие названия).

США.

Продолжительность 73 минуты (сокращённая версия – 70 минут).

Режиссёр Карл Фройнд.

Автор сценария Джон Л. Балдерстон по сюжету Нины Уилкокс Патнем и Ричарда Шейера.

Композитор Джеймс Дитрих (без указания в титрах).

Оператор Чарльз Дж. Стумар.

Жанр: кинофантазия, фильм ужасов

Краткое содержание
1921-й год. Археологическая экспедиция, возглавляемая сэром Джозефом Уэмплом (Артур Байрон), обнаруживает мумию древнеегипетского жреца Имхотепа (Борис Карлофф), погребённого, вопреки традиции, заживо. Любопытство Ральфа Нортона (Брамвелл Флетчер) оказывается столь велико, что, презрев письменные предупреждения, он извлекает из найденной там же шкатулки «Свиток Тота», позволяющей возвращать мёртвых с того света. Став свидетелем оживления мумии, молодой человек сходит с ума… Спустя десятилетие к членам новой экспедиции под эгидой Британского музея — к профессору Пирсону (Леонард Муди) и сыну Уэмпла Фрэнку (Дэвид Мэннерс) — является таинственный египтянин Ардат-Бей (Борис Карлофф), указывающий место расположения усыпальницы Анх-ес-эн-амон (Зита Йоханн), ранее никому не известное.

Также в ролях: Зита Йоханн (также Хелен Гросвенор), Эдвард Ван Слоун (доктор Мюллер), Нобл Джонсон (нубиец), Кэтрин Байрон (фрау Мюллер), Джеймс Крейн (фараон).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.02.2019

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мумия / The Mummy (1932): кадр из фильма
Зловещий и могущественный

При очень внимательном просмотре (точнее, при скрупулёзном анализе) можно обнаружить переклички с другим классическим фильмом ужасов киностудии Universal Pictures – «Дракулой» /1931/. Тот, кто представился Ардат-Беем (квазитюркское1 имя на самом деле является анаграммой словосочетания «Death by Ra», то есть ‘смерть, принесённая Ра’), обладает не менее мощными суггестивными способностями и даже умеет дистанционно умерщвлять своих жертв. Лишь древнеегипетский амулет в какой-то мере служит – подобно распятью – защитой от колдовских чар… И хотя доктор Мюллер всё же уступает коллеге Ван Хельсингу (обе партии исполнил Эдвард Ван Слоун!) настойчивостью, он тоже воспринимается носителем рационалистических взглядов новейшего времени, пытаясь противопоставить силу науки злу, уходящему корнями во тьму веков. Мало того, Карл Фройнд, продемонстрировавший на упомянутой постановке Тода Браунинга редкостное операторское мастерство, не удержался от того, чтобы вновь ввести фоном для вступительных титров отрывок из балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро»! Однако делать на основании всего описанного выше категоричный вывод о заведомой вторичности кинокартины, а тем паче, замысла (на сей раз – оригинального, не являющегося развитием мотивов романа, рассказа или пьесы) было бы несправедливо. Мало того, не стану скрывать, что лично на меня «Мумия», пусть не получившая прямых продолжений, зато неоднократно восстававшая из небытия в новых облачениях, произвела даже более мощное впечатление.

Мумия / The Mummy (1932): кадр из фильма
Приблизились к великой тайне

Борис Карлофф не только нечаянно перебежал дорогу Беле Лугоши, кусавшему себе локти из-за того, что отказался от предложения предстать уродливым созданием Франкенштейна, так ещё и бросил конкуренту прямой вызов. Фрагменты, где Имхотеп, точно кукловод – послушными марионетками, манипулирует людьми, парализуя волю и провоцируя разрыв сердца, не менее эффектны, нежели сцены с вампиром-аристократом из Трансильвании, подчиняющим себе чужое сознание. Кульминацией неслучайно становится введение Хелен в глубокий транс, где девушка видит прошлое воплощение – в теле Анх-ес-эн-амон, возлюбленной жреца, который не успел её воскресить, горько поплатившись за святотатство… Не исключено, что Зите Йоханн, хотя и не испытавшей радости от совместной работы с режиссёром, помогла придать образу особую убедительность искренняя вера в сверхъестественные феномены: в реинкарнацию и в возможность установления прямого контакта с обитателями загробного мира. В свете экранных перипетий помещённое в начало – на место эпиграфа – заклинание не покажется плодом богатой фантазии тёмных предков мисс Гросвенор. «О, Амон-Ра! О, бог богов! Смерть суть не что иное, как преддверие новой жизни. Мы живём сейчас – мы будем жить снова. В разных обличиях мы вернёмся. О, могущественный!».

Мумия / The Mummy (1932): кадр из фильма
Действует безотказно

Естественно, герру Фройнду пригодился богатейший опыт работы оператором (его собственные европейские ленты, преимущественно короткометражные, остались мало кому ведомыми), причём в совершенно разных жанрах. Изобразительное решение оказывается, как минимум, не менее важно, чем существование на экране актёров и ухищрения художников по гриму. Вспомним жутковатый кадр в прологе, когда зритель видит лишь волочащиеся по полу бинты ожившей мумии, однако… прекрасно понимает, каково подвинувшемуся рассудком, закатившемуся истерическим смехом Ральфу! Вместе с тем Карл, непосредственно причастный к рождению немецкого киноэкспрессионизма, придал ощущению невыразимого ужаса, скажем так, не совсем отвлечённый характер. Здесь вряд ли уместно искать (на манер Зигфрида Кракауэра) иносказание в строгом смысле слова и проводить прямые политэкономические параллели, но на уровне смутных эмоций – внутреннее состояние современников, погруженных в мрачные реалии Великой депрессии, отражено превосходно. Социальная подоплёка страха на удивление не вступает в противоречие с мистико-эзотерическим содержанием, дополнительно усиливая воздействие талантливого кинопроизведения.

.

__________
1 – Бей – это распространённые титул (и звание), в изначальном варианте имевший значение вождя рода в составе племени, возглавляемого ханом.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+