Мужчина и женщина / Un homme et une femme (1966)

Тарханова Е. Отвечаем на все вопросы // Ровесник. – 1969, № 1. – С. 18.

В нашем журнале работает отдел «Отвечаем на все вопросы». Вопросы о жизни молодежи за рубежом принимаем по почте и по телефону 290-36-55.

ОТВЕЧАЕМ НА ВСЕ ВОПРОСЫ

Расскажите о французском режиссере Клоде Лелюше.

Л. КРУПНИК, г. Баку

Отвечает журналистка Е. ТАРХАНОВА

В 1966 году на кинофестивале о Каннах фильму «Мужчина и женщина» была присуждена главная премия, а его создатель Клод Лелюш объявлен «надеждой № 1 мирового кинематографа».

Вы, вероятно, знаете, что Лелюш единственный автор фильма «Мужчина и женщина»: сценарист, режиссер, оператор, продюсер, он даже сам смонтировал ленту. Лелюш вложил в эту картину все свои деньги и еще очень много задолжал…

И вот совершенно неожиданно – о течение одной ночи – той самой, когда жюри Каннского фестиваля решило присудить «Мужчине и женщине» «Золотую пальму», Лелюш стал не только знаменитым, но и богатым. Его фильм начал поход по экранам мира, побивая все рекорды доходов.

Вероятно, заработанные Клодом Лелюшем миллионы и не заслуживали бы особого внимания, если бы французский режиссер не решил истратить эти деньги довольно «странно» с точки зрения капиталистического мира.

Он создал в Париже первый Дом кино, назвав его «Элизе-13» (организованное им ранее кинообъединение называлось «Фильм-13»). Цифра 13 взята не с потолка, это не вызов суеверию и не кабалистика, просто имя и фамилия Клода Лелюша (в латинском написании) насчитывает 13 букв.

Чем же занимается этот Дом кино? В подвале «Элизе-13» разместился киноклуб. На каждом столе – телевизор, подключенный к четырем внутренним каналам. В «меню» ежедневно четыре картины: два серьезных, или, как их называет Лелюш. «трудных» фильма, один – входящий в золотой фонд мировой кинематографии и, наконец, – самый свежий, предпремьерный фильм. Звук, естественно, через наушники.

На первом этаже «Элизе-13» – ресторан, где по стенам бежит световая газета, информирующая посетителей о важнейших событиях в жизни мирового кинематографа.

На втором этаже сверхсовременный просмотровый зал, оснащенный новейшей проекционной и звуковой аппаратурой. Рядом – монтажные студии и аудитория для пресс-конференций.

На третьем – находится бюро «Лелюш-13»… и вот тут-то рождаются самые смелые и, нам хочется верить, благородные планы режиссера.

– Прежде всего я хочу помочь пробиться о большой кинематограф дебютирующим режиссерам. – говорит Лелюш. – Я по себе знаю, что в наших условиях это риск без каких-либо гарантий. Сейчас кинематограф многих стран находится в руках людей, далеких от искусства, заинтересованных только в одном – в прибылях… И если неизвестный автор предлагает гениальный сценарий, у него нет почти никаких шансов. Продюсер-капиталист просто захлопнет дверь перед его носом. Мы же объявили желающим, что они могут принести нам свои сценарии. Постоянное жюри из трех режиссеров, грех кинокритиков и трех актеров прочитывает их и решает, годятся ли они к постановке. Потом мы говорим автору: «Пожалуйста, выбирайте из сценария 15-минутный фрагмент и снимите его так, как вы его видите». Если режиссеру это удается – позже он может снять весь фильм, получив у нас деньги на его постановку. (Лелюш считает, что сценарист должен быть и режиссером.)

Я не верю о профессионалов, – говорит он. – которые пишут новеллу и отдают ее другим для реализации. Сегодня быть режиссером и ставить произведения других, на мой взгляд, не профессия. В наш век каждый нормальный человек может освоить технические приемы кинопроизводства. Мы хотим, чтобы наши авторы были и сценаристами, и режиссерами, и операторами, и монтажерами.

Мы обращаемся к тому поколению молодых кинематографистов, которые почувствовали образный язык кино, прежде чем научились читать и писать. Сегодня, снимая фильм, надо снимать свои эмоции, свои переживания, свои ощущения, и, если они станут эмоциями, переживаниями и ощущениями зрителей, значит фильм получился…

Фильм получился… Но надо, чтобы его захотели купить прокатные фирмы. И тут Лелюш выдвигает идею фильмов-локомотивов, то есть фильмов, сделанных известными на мировом кинематографическом рынке режиссерами, которые как бы «тянут» за собой на экран фильм дебютанта. Теперь прокатная фирма, покупая фильм известного режиссера, обязана купить вместе с ним и картину дебютанта. И не только купить, но и демонстрировать его на экранах своих кинотеатров.

18

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+