Мужчина и женщина / Un homme et une femme (1966)
Отвечаем кинокритик Ю. Шер // Ровесник. – 1969, № 6. – С. 18-19.
Хотелось бы прочесть в журнале о французском киноактере Жан-Луи Трентиньяне.
Г. ГРАДОБОЕВА, г. Каменск-Уральский
18
Отвечает кинокритик Ю. ШЕР
В нашей стране популярность к Жан-Луи Трентиньяну пришла после фильма «Мужчина и женщина», хотя к тому времени у тридцативосьмилетнего актера за спиной был большой жизненный и сценический опыт.
В 1950 году Жан-Луи Трентиньян приезжает в Париж с юга Франции и начинает заниматься в школе актерского мастерства под руководством Шарля Дюллена, выдающегося актера.
Уже в следующем году Жан-Луи дебютирует на сцене профессионального театра. Но не в Париже, а в маленьком провинциальном городке. И роли у него были крошечные – в современной пьесе Жана Можэка и в «Марии Стюарт» Шиллера.
Только в 1952 году актер возвращается в Париж и на сцене театра «Фонтэн» появляется в крупной роли. Еще через год Трентиньян – участник театрального фестиваля в городе Нимо, где он провел детство. Это его первый фестиваль. И еще одним важным событием отмочен для него этот год – первой ролью в кино. Роль была небольшой и фильм короткометражным. Но начало было положено, и спустя пять лет имя Жан-Луи знали уже… режиссеры. Это обстоятельство было немаловажным – более пятнадцати ролей сыграл Трентиньян между 1960 и 1966 годами. Но ни одна из них не принесла ему широкой известности у зрителей.
А годы неумолимо проходили, все больше сокращая надежду на получение настоящей роли и на взлет к славе.
Один образ, не переставая, тревожил его воображение – образ современного человека, живущего в век атома и ракет, в век огромных скоростей, живущего в обществе, которое называют «потребительским», где так редко встречаются настоящие человеческие чувства. А играть Жан-Луи пришлось в «шпионских» картинах вроде «Мата-Хари», в «красивенькой» сказочке о приключениях Анжелики («Анжелика и король»). Только в «Мужчине и женщине» Жан-Луи получает, наконец, то, к чему так долго стремился, – роль современника, наделенного яркой индивидуальностью и способного на настоящие чувства.
После успеха этого фильма Жан-Луи переходит в ранг «звезд». В трех его следующих картинах, вышедших в прошлом и нынешнем году, он создает образы наших современников. Но ни в одном из фильмов не показаны общественные интересы его героев, все вертится вокруг любовных приключений.
Вряд ли такие роли способны вдохновить актера на творчество. Но ничего не поделаешь. Кинематограф, в котором работает Жан-Луи Трентиньян. – кинематограф капиталистический. Его хозяева меньше всего заботятся о творческом удовлетворении художника. И актер, даже крупный, даже очень известный, даже достигший вершины славы, вынужден сниматься в тех фильмах, в которых ему предлагают роли.
В заключение мне хочется вернуться на двенадцать лет назад. Когда мы в прошлом году смотрели «Мужчину и женщину», то встречу с Трентиньяном восприняли как неожиданное открытие интересного мастера. А ведь он наш старый знакомый. Мы видели его на экране в фильме «Если бы парни всего мира…».
19
Добавить комментарий