Мятеж на «Баунти» / Mutiny on the Bounty (1962)

Мятеж на «Баунти» / Mutiny on the Bounty (1962): постерПолнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другие названия: «Мятеж на Баунти» / «Бунт на «Баунти» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 178 минута.

Режиссёры Льюис Майлстоун, Кэрол Рид (некоторые сцены; без указания в титрах).

Автор сценария Чарльз Ледерер по роману Чарльза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла, в написании сценария также участвовали (все – без указания в титрах) Эрик Эмблер, Борден Чейз, Уильям Д. Дрисколл, Джон Гэй, Бен Хект.

Композитор Бронислау Капер (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»; также номинация на «Оскар» за оригинальную песню на музыку Бронислау Капера и слова Пола Фрэнсиса Уэбстера).

Оператор Роберт Сартис (номинация на «Оскар»).

Также на «Оскар» номинировались: Джордж У. Дэвис, Дж. МакМиллан Джонсон, Генри Грейс, Хью Хант (художники-постановщики), Джон МакСуини-мл. (монтаж), Э. Арнольд Джиллеспи и Майло Б. Лори (специальные эффекты, соответственно визуальные и звуковые).

Жанр: приключенческий фильм, драма, исторический фильм, мелодрама

Краткое содержание
1787-й год. Корабль «Баунти» под командованием лейтенанта Уильяма Блая (Тревор Ховард) направляется из Англии на остров Таити, чтобы доставить на Ямайку саженцы хлебного дерева, что должно помочь обеспечить дешёвой пищей рабов. Уже в море выясняется, что практикуемые капитаном судна методы поддержания дисциплины отличаются исключительной жёсткостью и полным пренебрежением к жизням матросов. Это вызывает несогласие даже у помощника, Флетчера Кристиана (Марлон Брандо). На «Баунти» начинает зреть недовольство.

Также в ролях: Ричард Харрис (матрос Джон Миллс), Хью Гриффит (Александр Смит), Ричард Хэйдн (Уильям Браун), Тарита (Маумити, номинация на «Золотой глобус»), Перси Герберт (матрос Мэттью Куинтал), Дункан Ламонт (Джон Уильямс), Гордон Джексон (матрос Эдвард Биркетт), Чипс Рафферти (Майкл Байрн), Ноэл Пёрселл (матрос Уильям МакКой), Эшли Коуэн (Сэмюэл Мэк), Эдди Байрн (Джон Фрайер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.09.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мятеж на «Баунти» / Mutiny on the Bounty (1962): кадр из фильма
Только без кровопролития!

Представляю себе, каким разочарованием для Марлона Брандо стал фильм. Ради возможности воплотить образ Кристина Флетчера актёр отказался от ролей в таких многообещающих кинополотнах, как «Лоуренс Аравийский» /1962/ и «Клеопатра» /1963/, причём упомянутый фильм Дэвида Лина, обошедшийся заметно дешевле, пользовался несравненно большим успехом и быстро стал эталоном постановочного боевика. В то время как «Мятеж на «Баунти» совершенно не оправдал радужных коммерческих надежд1, во всяком случае – если не учитывать последующих доходов от продажи прав на трансляцию по ТВ и от реализации видеокассет. А ведь руководство Metro-Goldwyn-Mayer настолько верило в то, что удастся повторить триумф прежней, осуществлённой в 1935-м году экранизации литературной трилогии Чарльза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла, что без колебаний шло навстречу пожеланиям (вплоть до самых причудливых капризов) кумира, стремившегося взять съёмочный процесс под полный контроль – и выжать из боссов киностудии максимум. По свидетельству очевидцев, Кэрол Рид отнюдь не заслуживал расторжения контракта, и было невозможно без боли смотреть на его коллегу-ветерана Льюиса Майлстоуна, впоследствии – не осуществившего ни одной постановки, если не считать участие в создании парочки телесериалов. Впрочем, не повезло и Брандо, которого на протяжении десятилетия преследовали, словно бунтовщиков – дух мстительного капитана Блая, досадные неудачи.

Мятеж на «Баунти» / Mutiny on the Bounty (1962): кадр из фильма
Чем не рай?

И всё-таки это тот случай (увы, не такой уж редкий для Голливуда), когда негативная репутация мешает по достоинству оценить талантливое кинопроизведение. Опасения в том духе, что Майлстоун не смог избежать если не прямого подражания, то, как минимум, влияния версии Фрэнка Ллойда, быстро развеиваются. Дело не только в том, что новая адаптация ближе к фактам – и что Брандо, настоявший, чтобы антагонист выглядел «чистым», однозначным злодеем2, считал ниже своего достоинства копировать Кларка Гейбла. Поражает то, как тонко, не допуская анахронизмов, знаменитый актёр придерживается излюбленной актёрской темы. Флетчер лишь поначалу производит впечатление светского льва и сибарита, пошедшего служить во флот потому, что армия ему показалось слишком пыльной, а на государственной службе – чуть не умер со скуки. Сэр Кристиан быстро завоёвывает авторитет у матросов не панибратским отношением в пику суровости капитана, который категорически настаивает, что прибегает к жестокости не ради самой жестокости, но исключительно – с целью поддерживать на корабле железную дисциплину, а благодаря цепкому и проницательному уму и тем, что честно исполняет обязанности. Но, как и у докера Терри, попавшего в передрягу «в порту», и у байкера-«дикаря», у первого помощника есть черта, которую тот не может позволить себе переступить – скорее, всей душой восстанет против системы, против того, что по закону считается правильным. Мятеж, прошедший на удивление бескровно, почти без насилия («Можете благодарить того свинского бога, какому Вы молитесь, что не успели превратить меня в убийцу», – бросит предводитель бунтовщиков Блаю), воспринимается провозвестником гражданских волнений, вскоре охвативших страны Запада на социальной, межрасовой, антивоенной и идеологической почве. И в данной связи не менее знаменательными видятся живописные (пронизанные мягкой эротикой, совсем не кажущиеся вульгарными или спекулятивными) кадры экзотических таитянских обычаев: десятки прекрасных полуобнажённых туземок, жаждущих свободной любви, – предел мечтаний «хиппи»! Жаль только, что посеянные зёрна ненависти и злобы дают всходы – и рай на земле так и остаётся недостижимым.

.

__________
1 – Несмотря на место среди лидеров сезона, $7,41 млн. (по другим данным – $9,8 млн.) прокатной платы покрыли лишь незначительную часть бюджета в размере $19 млн.
2 – Тем самым – Тревор Ховард заведомо не имел возможности на равных соперничать с блистательным Чарльзом Лоутоном.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Сагалова В. Марлон Брандо: вечный бунт на «Баунти» // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 29. – С. 14-24.
Драма семьи Брандо // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 30. – С. 156-157.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+