Мёртв по прибытии / D.O.A. (1950)

Мёртв по прибытии / D.O.A. (1950): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «М. п. П.» (вариант перевода названия), «Мёртв по прибытии» / «Dead On Arrival» (США: вариант написания названия).

США.

Продолжительность 83 минуты.

Режиссёр Рудольф Мате.
Авторы сценария Рассел Роуз, Клэренс Грин по сюжету Рассела Роуза и Клэренса Грина.

Композитор Дмитрий Тёмкин.

Оператор Эрнест Ласло.

Жанр: нуар, детектив, триллер

Краткое содержание
Фрэнк Бигелоу (Эдмонд О’Брайен), владелец небольшой конторы, оказывающей бухгалтерские и нотариальные услуги и расположенной в калифорнийском городке Бэннинг, объявляется в полицейском участке и делает заявление об убийстве человека — его самого. Фрэнк начинает рассказ, который шокирует даже немалое повидавших на своём веку блюстителей закона.

Также в ролях: Памела Бриттон (Пола Гибсон), Лютер Адлер (Мэджак), Беверли Гарланд (мисс Фостер, в титрах как Beverly Campbell), Линн Бэггетт (миссис Филипс), Уильям Чинг (Хэллидэй), Генри Харт (Стэнли Филипс), Невилл Брэнд (Честер), в эпизодах Дайана Бэрримор (женщина в отеле), Джерри Пэрис (посыльный, без указания в титрах).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.05.2013

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мёртв по прибытии / D.O.A. (1950): кадр из фильма
Ничто не предвещало беды?

Когда говорят о достижениях в рамках «чёрного фильма», в первую очередь, как правило, отмечают колоритность характеров действующих лиц, своеобразие атмосферы, наконец, поразительное созвучие отстаиваемых глубоко в подтексте произведений истин веяниям самого Времени. В отношении ряда образчиков справедливы утверждения о новаторском характере изобразительного и монтажного решения. И всё-таки едва ли не самой сильной стороной классических нуаров остаются, на мой взгляд, драматургические находки, словно сценаристы, стеснённые в других популярных жанрах жёсткими рамками, а зачастую – ограниченным набором готовых штампов, только здесь и получали возможность презреть шаблоны и дать волю фантазии. «Мёртв по прибытии» является в данном отношении одним из самых ярких примеров, буквально с завязки ошеломляя зрителя ситуацией, которая кажется ещё более странной из-за того, что детектив, услышав ответ посетителя на стандартный вопрос, об убийстве кого тот хочет сообщить, легко устанавливает его личность и принимается внимательно слушать.

Мёртв по прибытии / D.O.A. (1950): кадр из фильма
Всё равно узнает!

Речь не идёт о юридическом казусе, как в знаменитой пьесе Льва Толстого: Фрэнк оказывается «живым трупом» в совсем другом смысле, выпив накануне подмешанный в спиртное люминесцентный яд1, который неотвратимо приведёт к летальному исходу. Как поведёт себя человек, узнавший от врача о том, что до мучительной смерти остались считанные дни? Сложно придумать обстоятельства, в которых бы личность раскрывалась более ярко… Отчаянным, на грани одержимости порывом Бигелоу становится стремление найти виновных, установив истину, – пусть даже в ущерб иным важным вещам, включая признание в любви Поле Гибсон, шокированной его загадочными поступками. Кому невольно перешёл дорогу скромный, не хватающий звёзд с неба и явно подуставший то размеренного существования в провинциальном городке предприниматель средней руки? Или произошла чудовищная ошибка? Рудольф Мате, опытный оператор2, мастерски передаёт состояние подлинной лихорадки, охватившей Фрэнка, у которого нет будущего – необходимо вырвать у подозреваемых и свидетелей сведения в кратчайшие сроки. Такому напряжённому и изобретательному обыгрыванию фирменного хичкоковского мотива «молодого и невиновного», причём не разыскиваемого за преступление, а оказавшегося невольным носителем информации, угрожающей благополучию неких влиятельных людей, позавидовал бы и сам маэстро! Бигелоу удаётся раскрыть заговор, восстановив справедливость, но… блюститель закона максимум, что может сделать, – это поставить на заведённом уголовном деле штамп с аббревиатурой «D.O.A.». Кого винить? Злой рок? Дьявола, неустанно плетущего козни? Несправедливое устройство общества, толкающего людей на криминал? Быть может, саму человеческую природу?.. Вопрос, прямо скажем, повисает в воздухе. Но главным уроком, извлекаемым зрителем из поучительной истории человека, который, не ведая о том, слишком много знал, является то обстоятельство, что герой всё-таки успел достичь цели, поставленной в преддверии ухода в иной мир. Напряжённый, умный, непредсказуемый по развитию интриги фильм Мате, хотя и не попал в число коммерческих лидеров сезона, заслуженно получил высокие оценки, послужив основой для часовой адаптации на радио и трёх римейков.

.

__________
1 – Согласно приведённой в заключительных титрах справке, это не вымысел кинематографистов.
2 – В данном качестве он принимал участие и в создании нуаров («Гильда» /1946/, «Леди из Шанхая» /1947/).

Прим.: рецензия публикуется впервые


Римейк:
Мёртв по прибытии / D.O.A. (1988)


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+