Мёртвый сезон / Myortvyy sezon (1968)

Мёртвый сезон / Myortvyy sezon (1968): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Мёртвый сезон» / «The Dead Season» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 138 минут.

Режиссёр Савва Кулиш.

Авторы сценария Владимир Вайншток (в титрах как Владимир Владимирв), Александр Шлепянов.

Композитор Андрей Волконский.

Оператор Александр Чечулин.

Жанр: приключенческий фильм, драма

Краткое содержание
Полковник Константин Ладейников (Донатас Банионис, озв. Александр Демьяненко), несмотря на риск разоблачения, убеждает центр санкционировать продолжение поисков доктора Рихарда Хасса (Владимир Эренберг). Этот нацистский преступник остался на свободе и, судя по всему, по-прежнему ведёт работы над созданием газа RH («Эр-Эйч»), обладающего поразительными свойствами: в малых дозах стимулирующего интеллектуальные способности человека, в больших — оказывающего разрушительное воздействие на психику. Советский разведчик-нелегал, по легенде — владелец фирмы музыкальных автоматов Лонсфилд, обосновывается в курортном городке Даргейт, где расположен фармацевтический институт. Для опознания Хасса под видом туриста из ФРГ прибывает Иван Савушкин (Ролан Быков) — актёр ТЮЗа, в годы войны сбежавший из немецкого концлагеря.

Также в ролях: Сергей Курилов (Павел Бочаров), Геннадий Юхтин (Алексей Муравьёв), Бруно Фрейндлих (Валерий Батурин), Антс Эскола (Смит), Ефим Копелян (Смит, озв.), Леонхард Мерзин (отец Мортимер), Армен Джигарханян (отец Мортимер, озв.), Эйнари Коппель (Дрейтон), Маури Раус (Гребан), Павел Кашлаков (Гребан, озв.), Владимир Эренберг (Рихард Хасс), Юри Ярвет (О’Рейли), Анда Зайце (Кэтрин), Светлана Коркошко (Элис), Лаймонас Норейка (Никольс).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.06.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мёртвый сезон / Myortvyy sezon (1968): кадр из фильма
Образцовый разведчик

Савва Кулиш окончил операторский факультет ВГИКа и, в принципе, успел поработать на данном поприще (в частности, над комедийным киноальманахом «Совершенно серьёзно» /1961/), однако тяга к режиссуре постепенно одержала верх. Судьбоносной для него стала, вне всякого сомнения, встреча с Михаилом Роммом. Помимо стажировки, пройденной на съёмках «Обыкновенного фашизма» /1965/, бесценным опытом одарила постановка (осуществлена совместно с болгарином Харри Стойчевым) короткометражного документального фильма «Последние письма» /1966/, также основанного на трофейной немецкой кинохронике, причём художественным руководителем проекта выступил мастер. Вот и в игровом дебюте сложно не заметить прямого влияния упомянутого шедевра. В одном из ключевых эпизодов Савушкина просят ознакомиться (формально – с целью опознать Рихарда Хасса) с кадрами, снятыми в нацистских концентрационных лагерях, где проводились изуверские эксперименты над узниками. Такое зрелище не оставит равнодушным ни одного нормального человека, и Иван Павлович, поборов страх, отбросив мелочные, сиюминутные соображения, соглашается отправиться за кордон с опасной миссией.

Мёртвый сезон / Myortvyy sezon (1968): кадр из фильма
Бойцы невидимого фронта

Образ рядового советского гражданина, не без трудностей осваивающегося с ремеслом разведчика-нелегала, вспоминая подзабытую партизанскую сноровку и, кстати, вовсю использующего актёрские навыки, быть может, не принадлежит к числу вершинных достижений Ролана Быкова, но всё равно оставляет неплохое впечатление. Вместе с тем безоговорочной удачей стало для авторов приглашение Донатаса Баниониса, подчеркнувшего не только личное обаяние, незаурядные эмоционально-волевые и интеллектуальные качества, разностороннюю эрудицию героя, но и благородство натуры, чувство собственного достоинства. А ведь изначально на главную роль прочили Вячеслава Тихонова, который в процессе подготовки нашёл общий язык с Кононом Молодым, послужившим прототипом Ладейникова и выступившим консультантом ленты (в титрах значится под псевдонимом Панфилов). Но Савва охотно согласился с его предложением, пригласив артиста не столь импозантного, зато более близкого по типажу. Кулиш покорил тем, как виртуозно привнёс детективно-приключенческие элементы (включая допрос с пристрастием, напряжённую рукопашную схватку и автомобильную погоню под занавес) в непридуманную в своей основе историю, написанную Владимиром Вайнштоком и Александром Шлепяновым на основе секретных документов, предоставленных КГБ. Интересное получилось сочетание!

Мёртвый сезон / Myortvyy sezon (1968): кадр из фильма
Иногда провал неизбежен…

Разумеется, хотя бы отчасти картина обязана зрительским успехом1 зрелищным достоинствам вкупе с изысканной экранной атмосферой, причём антураж уютного европейского городка (пустующего, поскольку для курорта наступил «мёртвый сезон») удалось вполне убедительно воспроизвести на эстонской натуре. Вот только о подобных вещах на сеансе волей-неволей забываешь. Фигура гениального учёного, возомнившего себя ницшеанским сверхчеловеком и упорно трудящегося над созданием оружия массового поражения, давно превратилась в клише в западных шпионских боевиках, начиная с «бондианы». Однако в исполнении Владимира Эренберга зловещий, несмотря на интеллигентные манеры и любовь к классической музыке, доктор Хасс получился пугающе достоверным. И как личность, и в качестве выразителя интересов конкретных заказчиков – засекреченных государственных (хотя не исключено и участие частного капитала) концернов, продолжающих разработки, о необходимости запрета которых скоро начнут говорить с трибуны ООН. Печально, но в данном отношении произведение нисколько не утратило злободневности – и сложно не понять волнения легендарного Рудольфа Абеля, произнёсшего вступительное слово к фильму. «Мёртвый сезон» увековечил память о двух выдающихся советских секретных агентах (оба, к слову, были обменяны примерно так, как показано на экране), которым тогда оставалось совсем немного времени, отпущенного на этом свете… Финал с прилётом Ладейникова на Родину (в тот момент, когда репортёры торжественно освещают триумфальное возвращение чемпионов, отстоявших спортивную честь страны) пронизан тонкой иронией, вскрывая ещё одну специфику службы бойцов невидимого фронта, чьи подвиги по понятным причинам становятся известны в народе далеко не сразу.

.

__________
1 – По 34,5 млн. зрителей на серию.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Логинов Игорь. Донатас Банионис: «Никто не хочет снимать – мёртвый сезон» // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 104.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+