На последнем дыхании / À bout de souffle (1960)

Осипов А. Портретная галерея «СЭ». Жан-Поль Бельмондо // Советский экран. – 1989, № 11. – С. 16-17.

Портретная галерея «СЭ». Жан-Поль Бельмондо

Его творчество вызывает ожесточенные споры, а личность – столь же притягательна, сколь притягательны бессмертные герои Александра Дюма. Мушкетер французского кино – Жан-Поль Бельмондо. Кому не известно это имя?

И вот Бельмондо в Москве.

– Международную известность вам принес фильм «На последнем дыхании» одного из лидеров французской «новой волны»  конца 50-х – Жана-Годара. Как режиссеры «новой волны» работали с актерами?

– Актер получал полную свободу импровизации на съемочной площадке и вместе с тем точно следовал режиссерской концепции. Здесь не было противоречия, все строилось на доверии. Большое значение придавалось тексту, но тексту, лишенному литературной условности, максимально приближенному к жизни. У Годара вообще отсутствовал сценарий. Историю он выдумывал каждое утро, и когда я после съемок возвращался домой, то говорил своей жене: «Все это великолепно и очень увлекательно, но вхолостую». Я был убежден, что этот фильм никогда не выйдет на экраны, и уж тем более не мог себе представить, что у него будет такой успех. До встречи с Годаром я около десяти лет играл на театральной сцене, снимался в небольших ролях в кино, фильм Годара стал моей визитной карточкой в большой кинематограф, когда мне исполнилось 28 лет.

– Позже, однако, вы предпочли сниматься лишь в фильмах, имеющих прочную гарантию коммерческого успеха – исключающих элемент риска, эксперимента. Не возникало ли у вас ощущения, что в какой-то момент вы стали пленником этого успеха?

– Все, что я делал в кино, я делал с энтузиазмом, никогда ничего не делал по принуждению и поэтому никогда не чувствовал себя несвободным. Я снялся в 70 фильмах и над каждым работал с удовольствием. Меня часто упрекали в том, что я размениваю свой драматический талант по пустякам, снимаясь в «трюковых» картинах. Но опять же меня к этому никто не принуждал. Мне действительно нравилось бежать по крыше несущегося поезда, парить на вертолете над Венецией – если бы я это не попробовал в кино, то в обычной жизни это вряд ли бы удалось. В тот день, когда мне перестало нравиться заниматься трюками, я прекратил это делать.

– В вашем последнем фильме «Баловень судьбы» Клода Лелуша мы увидели «нового» Бельмондо – не гангстера или полицейского. проделывающего головокружительные трюки, но человека, задумывающегося над смыслом прожитой жизни. Героя, лишенного внешней динамики, скорее рефлексирующего…

– Я всегда работал с режиссерами, которые были мне симпатичны как люди. Это, кстати, частичный ответ на предыдущий вопрос – ведь и мне порой приходилось ошибаться. Что же касается Клода Лелуша, то с ним в моей профессиональной жизни связаны старые и самые добрые воспоминания. «Мужчина, который мне нравится» – так назывался наш первый фильм, снятый двадцать лет назад, где моей партнершей была Анни Жирардо. «Баловень судьбы» – в определенном смысле новый этап в моей творческой биографии.

А. ОСИПОВ

С кинорежиссером Клодом Лелушем на Красной площади

Фото Николая Гнисюка

17

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+