На последнем дыхании / Breathless (1983)

Кудрявцев Сергей. Ричард Гир: возвращение кровного брата // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 52-55.

ФЕСТИВАЛИ: МОСКВА-95

РИЧАРД ГИР: ВОЗВРАЩЕНИЕ КРОВНОГО БРАТА

В дни Московского международного кинофестиваля, когда американский актер Ричард Гир будет исполнять почетную миссию председателя жюри, капал НТВ покажет одну ив ранних картин с его участием – драму «Кровные братья» Роберта Маллигана. Она снималась в 1978 году параллельно с еще более значительной лентой – «Дни Жатвы» Терренса Малика. Актер, которому не было тридцати лет, и он лишь только вызвал первый проблеск интереса у зрителей и критиков своей отрицательной ролью в жестком фильме «В поисках мистера Гудбара» Ричарда Брукса, создал в кинопроизведениях Малика и Маллигана не просто запоминающиеся и убедительные характеры «простых парней».

С тех пор, как Ричард Гир завоевал в начале 80-х годов почти скандальную славу «американского жиголо» и «офицера и джентльмена» в одноименных фильмах Пола Шредера и Тейлора Хэкфорда, а десятилетие спустя благодаря «Красотке» Гэри Маршалла укрепил представление о себе как о «роковом красавце» (женитьба на супермодели Синди Крофорд тем более способствовала упрочению этого имиджа), мало кто уже вспоминал о происхождении актера.

А ведь он родом из обыкновенной фермерской семьи с голландскими корнями, которая жила в штате Массачусетс, то есть на просторах Среднего Запада, в самой глубинке Америки. Гиру не надо было, как другим американским кинозвездам, вживаться в атмосферу деревенской жизни в таких лентах, как «Дни Жатвы» или более поздняя работа «Соммерсби». Или перевоплощаться в строительного рабочего в «Кровных братьях», в фермера из Айовы, который вместе с братом борется с банками за отобранное право владения землей и имуществом в картине «Вдали от дома». Он поистине является кровным братом своих персонажей из провинции, готов стать заурядным мистером Джонсом, как в недавней ленте англичанина Мика Фиггиса, и даже поступить маргинально по голливудским канонам, появившись в небольшой роли не только в политически корректной драме о СПИДе «И положение становится еще хуже» (распространенный перевод «Затянувшаяся музыка» неточен), но и в «Августовской рапсодии» Акиры Куросавы, говоря в ней, в основном, на… японском языке.

Правда, это можно по привычке приписать проявлению актером-звездой обязательных для знаменитостей причуд. Ведь он с юности увлекался буддизмом, совершал паломничество на Восток, встречался неоднократно с изгнанным из Тибета далай-ламой, полуанонимно наведывался в разные страны, в том числе и в бывший СССР в конце 80-х. Однако, вопреки ожиданиям охочих до сенсаций журналистов, личная жизнь Ричарда Гира с Синди Крофорд не афишировалась до самого последнего времени, когда только просочились в прессу сведения о разрыве их отношений. А также стали судачить о возобновившихся контактах актера с Джулией Робертс, бывшей партнершей по «Красотке». Современная голливудская сказка о любовном романе уставшего от жизни, рано по-

52

седевшего бизнесмена-яппи и молодой проститутки с бульвара в Беверли Хиллз может получить продолжение.

Но, судя по тем ролям, которые Гир выбирал в последние лет пять своей карьеры в кино, ему в меньшей степени хотелось бы оставаться в плену навязанного амплуа «несколько порочных принцев». Не случайно почти одновременно с «Красоткой», как бы вспомнив о своих вызывающих героях молодости (к ним следует отнести и персонажа из картины «На последнем дыхании» Джима Макбрайда, хотя суждения об американском римейке шедевра Жан-Люка Годара чаще всего отличаются несдержанностью и изначальным неприятием), актер рискованно сыграл законченного негодяя-полицейского в ленте «Внутренние расследования», кстати, тоже поставленной Фиггисом. В «Мистере Джонсе» этот режиссер предложил Ричарду Гиру исполнить роль человека с раздвоенным сознанием, но более добродушного, лукаво мудрого, ироничного, пусть он кому-то и может показаться городским блаженным. Но не подобная ли раздвоенность существования героя на перепутье, желающего во что бы то ни стало быть лучше, чем он есть в данный момент, впрочем, не всегда способного расстаться с собственным прошлым или выйти из-под влияния предначертанной судьбы), присуща персонажам и «Соммерсби», и «На перепутье». Знаменательно, что обе картины тоже являются римейками французских лент – соответственно «Возвращения Мартена Герра» и «Мелочей жизни».

Европейская проблема самоидентификации и поиска своего места в действительности оказывается по-настоящему близка американцу Ричарду Гиру. Несмотря на то, что действие в «Соммерсби» Джона Эмиела перенесено на Средний Запад в эпоху после Гражданской войны, а философско-историческая драма приобретает более мелодраматические черты, Гир улавливает основной конфликт личности, ранее почувствованный во французском фильме Жераром Депардье. Не так уж и важно, является ли вернувшийся на родину настоящим Соммерсби и кем он был в противном случае до этого – тот, кого мы видим, лучше прежнего и уже поэтому как бы истиннее. А в ленте «На перепутье» в трактовке режиссера Марка Райделла замечательная притча Клода Соте о блуждании человека в поисках единственно верного выхода из затруднительного положения поневоле становится всего лишь рассказом о том, как неразумно не соблюдать правила дорожного движения. Но Ричард Гир, пусть и значительно проигрывающий Мишелю Пикколи (любопытно, что оба сыграли мужчину, мечущегося между двумя любимыми женщинами, в одном и том же возрасте — в 44 года!), все же был более предназначен для этой роли, чем неудачно выбранные партнерши Шэрон Стоун и Лолита Давидович, которых было бы лучше поменять местами. Что же делает актер после тихого провала своего очередного проекта? Он удивляет еще более неожиданным выбором – соглашается сниматься в дуэте с Шоном Коннери в историко-авантюрном фильме «Первый рыцарь», который решил поставить… Джерри Цукер, известный по смешным пародиям, созданным еще вместе с братом Дэвидом и с Джимом Абра-

54

хамсом, а также по фантастической мелодраме «Призрак». Правда, почти за десять лет до этого Ричард Гир однажды уже снимался в костюмном кинобоевике, причем из библейских времен. Но его царь Давид, заглавный персонаж ленты австралийца Брюса Бирсфорда (все-таки неамериканские режиссеры – к перечисленным следует добавить и англичанина Джона Шлезингера, пригласившего Гира в военную мелодраму «Янки» – порой нетрадиционнее воспринимают имидж этого актера), породил бурные споры. Поскольку был лишен ореола святости и даже романтического бунтарства, хотя характер Давида компромиссно и не заострен в сценах превращения бывшего слабого соперника Голиафа в жестокого правителя, устраняющего всех, кто был против него. Снявшись в «Первом рыцаре», Ричард Гир словно вторгается на территорию Кевина Костнера («Робин Гуд: принц воров») и Мела Гибсона («Храброе сердце»). Однако его следующая работа «Первобытный страх» (съемки проводились в апреле-июне этого года, а сам фильм выйдет не раньше Рождества) вновь принадлежит к жанру драмы и реализуется малоизвестным в кино режиссером Грегори Хоблитом, который, впрочем, имеет премии «Эмми» за свои злободневные телевизионные картины.

Не в этом ли ряду перемен в своей деятельности в кино находится и решение Ричарда Гира согласиться на роль председателя жюри Московского международного кинофестиваля?! Конечно, нельзя не упомянуть о давних дружеских взаимоотношениях, которые возникли у этого актера со своими коллегами из России – Александром Абдуловым и Сергеем Соловьевым, ныне стоящими у руля фестиваля. Тем не менее, Гиру на самом деле чужд апломб кинозвезды и, напротив, свойствен азарт первопроходца, унаследованный им уже не в первом поколении от покорителей прерий к западу от Атлантического океана. Разумеется, старожилы Московского фестиваля могут назвать, например, имя Роберта Де Ниро, который возглавлял жюри на «перестроечном» киносмотре в 1987 году. Но Ричард Гир, по-моему, оказывает, благодаря своему участию, весомую поддержку фестивалю в более трудный момент, когда все может родиться заново или же окончательно дискредитироваться. Не забудем и о том, что теперь и политическая обстановка в России отнюдь не располагает американцев к демонстрации излишней лояльности к нам. Между прочим, по сюжету «Кровных братьев» герой Гира намерен порвать с семейной традицией и проявить заботу о юных пациентах больницы, которые не являются для него родными, но нуждаются в помощи. Этот актер вообще не склонен подвергать своих персонажей и в их лице самого себя «окончательному анализу» (если воспользоваться названием еще одной картины с его участием – жаль, что в нашем кино-прокате она получила чересчур манерный заголовок «Ледяная страсть»). Даже один из самых отталкивающих типов, сыгранный Ричардом Гиром во «Внутренних расследованиях», вызывает смешанные чувства. По отзыву одного из американских изданий, «лишь только успеешь его полюбить, как сразу приходится возненавидеть». И, наоборот, герои, пользующиеся симпатией, подчас вытворяют такие безрассудные поступки, бесшабашно, можно сказать, почти по-русски попадают буквально из огня да в полымя, как, допустим, в великолепной иносказательной фреске «Дни Жатвы», кстати, по-особому перекликавшейся с «Сибириадой» Андрея Кончаловского (обе ленты получили престижные призы на фестивале в Канне в 1979 году).

Видимо, Ричарду Гиру давно была уготована роль Жнеца. Лишь бы его киножатва не оказалась горькой и больше похожей на Жатву Господню, то есть на Страшный Суд, который как раз имеется в виду в фильме Малика. Однако в буквальном или житейском значении его название Days of Heaven вроде бы благостнее, идилличнее – «Райские дни». Пусть же время, потраченное американским актером на пребывание в Москве, покажется ему хоть чуточку райским.

Сергей КУДРЯВЦЕВ

55

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+