Навсикая из Долины ветров / Kaze no tani no Naushika (1984)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Наушика из Долины ветров» / «Навсика из Долины ветров» / «Навзикая из Долины ветров» (варианты перевода названия), «Навсикая из Долины ветров» / «Nausicaä of the Valley of the Wind» (англоязычное название) / «Kaze no tani no Nausicaa» (вариант написания названия), «Воины ветра» / «Warriors of the Wind» (сокращённая и дублированная на английский язык версия 1985-го года).
Япония.
Продолжительность 117 минут (версия 1985-го года – 95 минут).
Режиссёр Хаяо Миядзаки.
Автор сценария Хаяо Миядзаки по манге Хаяо Миядзаки, автор первой версии сценария Кадзунори Ито (без указания в титрах), автор дублированной на английский язык версии Дональд Х. Хьюитт.
Композитор Дзё Хисаиси.
Операторы Ясухиро Симидзу, Кодзи Сирагами, Юкитомо Судо, Мамору Сигюра.
Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, кинофантазия, научная фантастика
Краткое содержание
В отдалённом будущем, спустя тысячелетие после гибели индустриальной цивилизации в так называемых Семи днях огня, человечеству грозит вымирание: поверхность Земли постепенно занимает Ядовитый лес с причудливыми деревьями, с огромными токсичными грибами, с насекомыми-мутантами колоссальных пропорций. Навсикая (озв. Суми Симамото), являющаяся принцессой Долины ветров, где на протяжении последних веков сохраняется благоприятная экологическая обстановка, пытается найти причину заражения. Ситуация резко осложняется с появлением чужаков — с крушением грузового летательного аппарата королевства Тольмекия, нёсшего на борту эмбрион Гигантского воина, обладающего колоссальной разрушительной мощью.
Роли также озвучивали: Махито Цудзимура (Джил), Хисако Киода (О-Баба), Горо Ная (Юпа), Итиро Нагаи (Мито), Кохэй Мияути (Гору), Дзёдзи Янами (Гиккури), Минору Яда (Нига), Рихоко Ёсила (Тето / третья девочка), Масако Сугая (первая девочка), Такако Сасуга (вторая девочка).
Англоязычную версию 2005-го озвучивали: Элисон Ломан (Навсикая), Патрик Стюарт (Юпа), Шайа ЛаБаф (Асбел), Ума Турман (Кусана), Крис Сарандон (Куротова), Эдвард Джеймс Олмос (Мито), Тресс МакНилл (О-баба), Марк Силверман (Нига), Джеймс Арнольд Тейлор (Мудзу).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.06.2017
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Уникальный (без малейшего преувеличения!) талант Хаяо Миядзаки блестяще раскрылся ещё в первой полнометражной постановке «Замок Калиостро» /1979/, посвящённой авантюрам Арсена Люпена III. Однако по-настоящему авторским, выстраданным, с любовью и великим тщанием выпестованным проектом мастера стала «Навсикая из Долины ветров». Считается, что собственно мультфильм не передаёт всей полноты и глубины замысла, представляя собой вольную и несколько упрощённую экранизацию части (в основном – первого и второго томов) манги, публиковавшейся на страницах журнала Animage с февраля 1982-го по март 1994-го. Однако само по себе это не уменьшает значимости ленты, остающейся одним из лучших (если не лучшим!) кинопроизведений на экологическую тематику в истории киноискусства. И хотя говорить о коммерческих рекордах было бы явным преувеличением1, вызванный резонанс позволил Хаяо основать (совместно с Исао Такахатой) Studio Ghibli, одарив нас многими шедеврами аниме. Не менее любопытно, что в США и некоторых других странах увидела свет дублированная на английский язык, варварски сокращённая и перемонтированная стараниями дистрибьютора New World Pictures версия под заголовком «Воины ветров», не на шутку расстроившая режиссёра. Историческая справедливость оказалась восстановлена уже в новом столетии, когда состоялась повторная премьера картины, купленной диснеевцами в пакете с другими работами кинокомпании.
Мир, в который погружается зритель, страшен – настолько, что и последствия глобальной ядерной войны, живописуемые в научно-фантастических фильмах, не покажутся худшим из возможных кошмаров. Так называемые Семь дней огня, когда сконструированные – точнее, взращенные, поскольку речь идёт о биологическом оружии – Гигантские воины (автором эффектного образа называют аниматора Хидэаки Анно, будущего творца гениального «Евангелиона» /1995-96/) показали себя во всей мощи, остаются смутными обрывками воспоминаний, всплывающими из бездн коллективной памяти. Но и повседневное бытование исполнено тревог, сколько ни отгоняй неприятные мысли, сколько ни надейся, что время пока осталось – что Ядовитый лес ещё не скоро поглотит пригодную для жизни территорию, включая благословенную Долину ветров. Навсикая (мифологические мотивы, в данном случае – отсылка к героине бессмертной гомеровской поэмы «Одиссея», дочери Алкеноя, царя феаков, имеют огромное значение в творчестве Миядзаки) надеется, что исследование растений и животных, подвергшихся за тысячелетия мутациям, ставших токсичными, поможет найти выход. Но именно здесь вмешивается природа самого человека.
Любители фильмов напряжённого, динамично развивающегося действия не будут разочарованы. Оккупанты из Тольмекии, носящие мечи, облачённые в рыцарские доспехи и одновременно – имеющие на вооружении танки и реактивные летательные аппараты, вроде бы одержимы благородной целью. Суровая (вспомним, с какой мрачной иронией она сообщает, что лишилась руки и обеих ног) принцесса Ксяна убеждена, что лишь объединение, хотя бы через принуждение, враждующих государственных образований положит конец вечным распрям и даст шанс на выживание. Однако сама логика развёртывания событий обнаруживает ущербность подобных воззрений. Эскалация насилия в какой-то момент переходит все разумные границы – и взаимное уничтожение людей оборачивается, с позволения сказать, битвой богов: Гигантские воины испепеляют полчища пришедших в ярость после похищения детёныша Ому, грозя оставить выжженную пустыню. Именно в кульминационной части фильма нашло исчерпывающее выражение прозрение неравнодушного, чуткого художника, осознавшего: человечество подошло к краю пропасти, накопив такой потенциал разрушения, что любое неосторожное движение (а то и простое стечение обстоятельств!) способно привести к необратимым трагическим последствиям. Хаяо Миядзаки и в этой постановке, и в ряде последующих (в частности, продолжательницей дела Навсикаи воспринимается принцесса Мононокэ) пытался предложить альтернативу крепнущей метафизике власти. Отчаянно, с болью в голосе призывал, пока не стало слишком поздно, научиться существовать в ладу с окружающей средой, для чего отнюдь не обязательно отказываться от достижений цивилизации.
.
__________
1 – Кассовые сборы составили ¥1,48 млрд., и прокатной платы в ¥742 млн. даже не хватило, чтобы покрыть производственные затраты, оцениваемые в ¥1,08 млрд.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий