Назад в будущее / Back to the Future (1985)
Другие названия: «Возвращение в будущее» / «Обратно в будущее» (варианты превода названия).
США.
Продолжительность 116 минут.
Режиссёр Роберт Земекис.
Авторы сценария Роберт Земекис, Боб Гейл.
Композитор Алан Сильвестри.
Оператор Дин Канди.
Жанр: приключенческий фильм, комедия, научная фантастика
Краткое содержание
Семнадцатилетнего Марти МакФлая (Майкл Джей Фокс) связывают узы дружбы с гениальным учёным Эмметом Брауном (Кристофер Ллойд), или просто «Доком», которому, вопреки насмешкам недальновидных обывателей, удаётся сделать уникальное открытие и сконструировать машину времени на базе спортивного автомобиля марки DeLorean. Однако ливийские террористы, появившиеся в тот момент, когда Марти и Эммет проводили испытания, убивают «Дока», не выполнившего обещание собрать для них атомную бомбу, а МакФлай, спасая свою жизнь, перемещается в прошлое — в 1955-й год.
Также в ролях: Лиа Томпсон (Лоррейн Бейнс), Криспин Гловер (Джордж МакФлай), Томас Ф. Уилсон (Бифф Таннен), Клаудия Уэллс (Дженнифер Паркер), Марк МакКлур (Дейв МакФлай), Уэнди Джо Спербер (Линда МакФлай), Джордж ДиЧенцо (Сэм Бейнс), Джеймс Толкан (мистер Стрикленд), Кейси Симашко (3-D), Билли Зейн (Мэтч).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.07.2014
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Забавно, но зрители, без особого энтузиазма встретившие дебютную постановку Роберта Земекиса «Я хочу держать тебя за руку» /1978/, с иронией и ностальгией повествующую об увлечениях «шестидесятников», пришли в неописуемый восторг от ленты «Назад в будущее» – фантастической комедии, сближающей тинэйджеров периода расцвета «рейганомики» с их сверстниками середины 1950-х. Рональд Рейган даже цитировал фразы из фильма (включая коронную «Там, куда мы направляемся, дороги не нужны») в собственных выступлениях, хотя, по свидетельству очевидцев, не сразу оценил язвительное замечание Эммета Брауна1 о том, каким «хорошим» Президентом станет голливудский актёр. А между тем и Земекис, и его соавтор по сценарию Боб Гейл, два ярких baby boomers (так в США называют представителей поколения, появившегося на свет после Второй мировой войны, точнее, в период с 1946-го по 1964-й), вовсе не стремились к высокому пафосу, обнаруживая неразрывную связь эпох. Напротив, процесс, охарактеризованный в названии при помощи остроумного парадокса, предельно увлекателен, динамичен, искрится причудливой фантазией и пронизан незлобивым юмором. По сравнению с приключениями МакФлая (ирландская приставка «Mc» объединена с вдохновляющим словом «fly» – ‘летать’) даже путешествия на «машине времени», занимательно описанные Гербертом Уэллсом и уже переносившиеся на экран, не покажутся такими лихими и захватывающими!
Сумасшедший научно-технический прогресс, олицетворяемый неугомонным и эксцентричным2 «Доком», отбросившим сухие логические и экспериментально-исследовательские методы и отдавшимся во власть эвристики…
Безумная, непредсказуемая политика, в которой мэром может стать бывший уборщик в кафе, а разъярённые ливийские террористы, мстящие за обман, дают толчок невероятному путешествию во времени…
Скромная послевоенная мода на одежду, музыку и стиль поведения, резко контрастирующая с раскованными нравами будущего и вызывающая лишь умиление…
Ростки субкультуры в лоне консервативной Америки, даже если публика, восторженно реагирующая на композицию Johnny B. Goode (а Марвин Берри спешно звонит кузену Чаку), застывает в недоумении, когда Марти переходит на замысловатые гитарные переборы в стиле хеви-метал…
Утверждение себя как личности, способной отстоять честь в драке с хулиганами, и первые шаги в личной жизни…
Возникающее ощущение лёгкого, умело контролируемого сумбура («всё смешалось в доме МакФлаев») совершенно не сказывается на безупречной логике развития событий, зиждущейся на смелых идеях возможных парадоксов пространственно-временного континуума. И тем не менее доминирующей силой безостановочного, фееричного действа оказывается воображение, подпитываемое из самых разных источников, начиная с воспоминаний о наивных детских комиксах (вроде вычурных творений издательства EC Comics) про кровожадных пришельцев. А уже базирующееся – на бесчисленных кинофильмах, служивших подлинной отдушиной в провинциальных городках вроде Хилл-Вэлли, где обитает МакФлай, не случайно являющийся (на радость поклонникам конкурирующих циклов «Звёздные войны» и «Звёздный путь»!) будущему отцу, тоже любителю научной фантастики, в облачении «Дарта Вейдера с планеты Вулкан». Майкл Джей Фокс, подчиняясь требованиям продюсеров ситкома «Семейные узы», согласился ради роли (сменив не справлявшегося с задачей Эрика Штольца) на изнуряющий график, работая по 20 часов в сутки, – и не прогадал, мастерски воплотив собирательный образ героя-подростка своего времени. Фильм взметнулся на вершину хит-парада, собрав по всему миру (при бюджете $19 млн.) порядка $350 млн.! Что уж удивляться тому, как свободно и органично творчество Земекиса впитало постмодернистскую эстетику – в её американском варианте, отнюдь не исключавшем зрелищности и откровенной развлекательности?!
.
__________
1 – Не преминувшего добавить, что Джейн Уаймэн в таком случае станет первой леди, а Джек Бенни – министром финансов.
2 – Кристофер Ллойд признался, что старался совместить черты великого физика Альберта Эйнштейна с манерами композитора Леопольда Стоковского.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Продолжения:
Назад в будущее 2 / Back to the Future Part II (1989)
Назад в будущее 3 / Back to the Future Part III (1990)
Материалы о фильме:
Рубрика «Работница ВИДЕО» // Работница. – 1991, № 2. – С. 33-34.
Эшпай Валентин. Зачем нам нужно американское кино? // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 9. – С. 8.
Эшпай Валентин. Этот пёстрый «чёрный рынок». 1985 // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 12-14.
Бессмертный А., Эшпай В. О будущем, которое уже наступило // Видео Дайджест. – 1990, № 04. – С. 37-41.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 16. – С. 31.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий