Назад в СССР / Back in the U.S.S.R. (1992)

А что у вас? // Экран. – 1992, № 06. – С. 2-3.

а что у вас?

НЕГОДА БРОСАЕТ ВЫЗОВ МОСКОВСКОЙ МАФИИ. ПОЛАНСКИЙ ПРИНИМАЕТ ВЫЗОВ

После некоторого перерыве Наталья Негода вернулась назад в СССР. Возвращение е упраздненную страну так же странно и иллюзорно, как иллюзорна картина американского режиссера Дерзка Сарафьяна «Назад в СССР», свежеиспеченная одним из отделений знаменитой студии «XX век Фокс« – «Ларго энтертейнмент» – в сотрудничестве с нашим «Мосфильмом». Там у Негоды одна из главных ролей. Фильм снимался в Москве, и наша славная столица предстает здесь как город вырождающийся и обреченный. Невероятное количество мафиозных группировок, действующих в городе, настолько запутывает сюжет, что окончательно разобраться в его перипетиях не удается ни героям, ни отечественным зрителям.

Что касается Негоды, то она выглядит в роли гостиничной проститутки Лены, увы, довольно бледно. Впрочем, присутствовавшему на первом просмотре картины в Москве американскому журналисту фильм безоговорочно понравился. Тем более что пахана советских мафиози Курилова сыграл сам Роман Полянский, вложивший о эту роль, кажется, всю ненависть к социализму (не к русским?), накопленную за многие годы.

«ТРОИЦКИЙ МОСТ» ЧЕРЕЗ ЕВРОПУ

– Я глубоко убежден, что сегодня нам надо становиться людьми с космополитическим мышлением, работать, не отделяя себя от остального кинематографического мира, сотрудничая с ним, – говорит художественный руководитель студии «Троицкий мост» киноассоциации «Ленфильм», режиссер Игорь Масленников. – Нашему объединению повезло: два года назад две наши картины «Такси-блюз» и «Замри – умри – воскресни» были представлены – и представлены небезуспешно – на Каннском фестивале. Благодаря этому мы получили возможность сотрудничать, например, с 7-м каналом французского ТВ «Ля сет» и запустить в производство семь киноэкранизаций русской прозы. Подчеркиваю: речь идет не об оказании услуг, а именно о совместной работе – снимают наши режиссеры, у нас, мы имеем все права на прокат о России, правда, после премьерного показа картин по каналу «Ля сет». Кстати, их увидят зрители всей Европы: фильмы, поставленные по русской прозе, будут показаны по общеевропейскому телеканалу.

Некоторые из этих работ уже закончены. Александр Муратов снял фильм «Рукопись» по Л. Чуковской, Александр Рогожкин экранизировал повесть В. Зазубрина «Щепка» (фильм «Чекист»), Павел Чухрай – роман М. Алданова «Ключ». Завершена и моя картина «Тьма», поставленная по рассказу Л. Андреева. В ней снимались Олег Янковский и студентка ВГИКа Ксения Качалина. Идет работа над фильмами «Дитя» по Вс. Иванову (режиссер Виктор Титов), «На Иртыше» no С. Залыгину (режиссер Вячеслав Сорокин), молодой режиссер Роза Орынбасарова экранизирует прозу А. Битова.

Политика «Троицкого моста» – о гибком сочетании коммерческого с некоммерческим, в привлечении к работе и мастеров, и молодежи. Мы только что выпустили фильм Бориса Фрумииа – ныне американского режиссера – «Черное и белое», уже начинают съемки Евгений Лунгин (младший брат Павла Лунгина, создателя «Такси-блюз») и Юрий Мамин, который, как всегда собирается снимать комедию…

• Продолжить свой исторический сериал собирается Виталий МЕЛЬНИКОВ. Он пишет сценарий к следующей (после «Царской охоты») исторической картине – «Царевич Алексей». За основу взяты одноименная пьеса Д. Мережковского и его роман «Петр и Алексей» (из цикла «Христос и антихрист»). Снимать предстоит в Вене, куда царевич бежал от Петра, в Неаполе, где он скрывался, – можно себе представить, сколько будет стоить этот проект. Сотрудничество с итальянцами, считает режиссер, неминуемо. И очень желательно…

• Ивана Грозного сыграл Иннокентий СМОКТУНОВСКИЙ о фильме «Иван Федоров – первопечатник», телепремьера которого состоится летом. Кроме того, он собирается сниматься в двух совместных картинах: российско-итальянской «Золото» – здесь у него роль римского полководца, и российско-англо-американской «Пушкин», где ему предстоит сыграть сразу двух персонажей – дедушку Натальи Гончаровой и русского эмигранта, возвращающегося на Родину, дабы совершить паломничество в пушкинские места.

• Ушел из кино Станислав РОСТОЦКИЙ. «Подобного тому, что ставят сегодня, – говорит он, – я снимать не стану – не для того жил, а то, что хотел бы, не могу – никто не даст на это денег, это сейчас никого не интересует. Пока я простой советский пенсионер, и рассказывать обо мне нечего».

ПРЕЗИДЕНТОМ БОЛЬШЕ, ФЕСТИВАЛЕМ МЕНЬШЕ?

Конфедерация союзов кинематографистов назначила Александра Абдулова президентом Московского кинофестиваля, о чем он и объявил в интервью, данном радиостанции «Эхо Москвы». В «Совинтерфесте» про это назначение узнали так же, как и мы. – по радио. Здесь пожимают плечами – дескать, мало ли кто себя кем назначил. Конфедерация?

А при чем здесь Конфедерация? Абдулов, в свою очередь, спрашивает: при чем здесь «Совинтерфест» – я, мол, теперь президент, захочу – их назначу, а нет – так вообще выгоню…

Самое забавное в этом споре, что борьба за стулья идет в пустой комнате. Быть или не быть Абдулову президентом – вопрос совершенно праздный, поскольку существование самого фестиваля снова кажется проблематичным.

В этом году его не будет. Хотя бы потому, что по существующей очередности в июле пройдет МКФ в Карловых Варах, и мы должны вежливо пропустить того, чья очередь. Тем более что денег на фестиваль у нас все равно пока что нет.

По самым скромным подсчетам. МКФ обойдется сегодня миллионов эдак в 15. И если в прошлом году он едва не сорвался из-за того, что гостиницы брали с иностранцев только валюту, то теперь ему точно крышка. Надежда только на то, что за год удастся найти спонсора. Нет – значит, вопрос о президенте отпадет сам собой… Вместе с фестивалем.

И ЗАПЕЛА ИРИНА МИРОШНИЧЕНКО

– В кино у меня, к сожалению, пауза, которая длится вот уже год. После «Зимней вишни-II» и картины «Мир о другом измерении» от нескольких сценариев отказалась – они были совсем уж из рук вон.

У меня есть планы с Игорем Масленниковым, с которым я уже работала и которого очень люблю, но объявлять о них пока что рано. Моим основным занятием на сегодня остается все-таки театр. Играю во МХАТе имени Чехова. Кроме того, собираюсь работать с Романом Виктюком. С ним у меня были уже две постановки – «Татуированная роза» и «Украденное счастье», – а сейчас есть замечательная американская пьеса для двух актеров, которую мы с ним очень хотим сделать. С другой стороны, я ищу и новые пути. В феврале выходит в эфир первый выпуск новой телепередачи о кино. Он называется «Максима». А Константин Эрнст и я будем постоянными ведущими. Есть концертная программа, с которой езжу по городам и в другие страны. Это мой монолог актрисы. И, помимо отрывков из спектаклей, стихов, в нем звучат и песни. Поющей меня мало слышали. Пожалуй, только в роли Перламутровой Зинаиды, из которой и родилась эта программа. Сейчас с автором и композитором Андреем Никольским работаю над первой своей пластинкой.

2

СНОВА ЗИМНЯЯ КАРТИНА

– Мне 67. И снова я, на свою голову, затеял тяжелую зимнюю картину, – рассказывает режиссер Петр ТОДОРОВСКИЙ. – Если оглянуться, то зимними были и мой первый фильм «Верность», и «Городской романс», и «Военно-полевой роман», и «Фокусник». Я, как Тургенев, который по нескольку месяцев мог путешествовать за границей, но, когда подходило время писать, говорил: «Мне нужно попасть в Россию. Мне нужна вьюга, нужен снег…» Сам не могу это объяснить. Были и летние картины, но если я снимаю что-то свое, близкое мне душевно, то почему-то чаще зимой.

«Анкор! Еще анкор!» – так называется мой сценарий, и, думаю, такое же название будет у фильма. Я взял его у передвижника Федотова. Есть у него такая картина: утро, офицер проснулся после попойки, он держит палочку, а маленькая собачка прыгает через нее: «Анкор! Еще анкор!»

Картина прежде всего о людях, которые носят военную форму. Не об армии, а о военных. Действие происходит в «17-м году. Я люблю стиль ретро, тем более что сам в то время служил в армии. Нет, эго не автобиографический фильм. Хотя я, конечно, опирался на воспоминания, но они были лишь исходной точкой.

Люди в шинелях давно волновали меня. Видно, то, что закладывается в молодости, – это уже навсегда. Многое с тех пор, конечно, изменилось – нет больше таких бараков, появилась другая техника, – люди-то остались те же, и страсти у них такие же, как и у нас, штатских. У них все на виду: любовь и измены, свадьбы, похороны – все происходит о замкнутом пространстве военного городка.

В общем, хочется, чтобы картина получилась живой, и поэтому все наше внимание – на человеческие отношения, на актеров. А они замечательные: Валентин Гафт, Ирина Розанова, моя любимая Лена Яковлева. Сергей Никоненко и молодой актер Евгений Миронов. И еще хочется упомянуть фирму «Домино-XXI», без которой картина была бы невозможна.

КЛУБНИЧКА ДЛЯ ГЕНЕРАЛА?

Изможденный человек в стеганке зека, не дрогнув ни единым мускулом, выслушивает слова: «Вам, заключенный Горбатов, возвращается звание командира корпуса. Вы полностью реабилитированы».

Так начинается фильм «Генерал».

Режиссер Игорь Николаев, фронтовик, командир минометной батареи, верен воинской теме в искусстве («День командира дивизии», «Атака»). Но приверженность не означает канона. Конфликт нового фильма необычен: талантливый военачальник, любящий солдата и привыкший «беречь людей», сталкивается с интригами не хуже нравов при дворе: город N необходимо взять к некой славной дате! В лепешку разбейся! Положи хоть половику наличных сил! Но непременно к такому-то дню. к такому-то часу!

Главная роль доверена В. Гостюхину.

Среди действующих лиц зритель увидит, с одной стороны, Мехлиса (А Жарков), с другой – Пастернака (А. Хочимский).

Но вот вопрос: увидит ли?

Запускало картину Госкино СССР, пообещав добавочные средства в связи с инфляцией. Инфляция есть, нету ни СССР, ни союзного Госкино, выступая недавно на «Полевой почте «Юности», Игорь Николаев получил совет по прямому телефону закончить «картину о Горбатове – Жукове», сияв порнофильм… Совет от души, но поневоле подумаешь: «О времена! О нравы!»

• Алексей ГЕРМАН начинает новую картину. Запущена она на «Лен-фильме», но на французские деньги, а большая часть съемок пройдет в Москве. Сценарий, написанный им е соавторстве со Светланой Кармалитой, называется «Хрусталев, машину!». Действие происходит в 1953 году, в канун смерти Сталина. «Это гипотетическая история моего детства, – рассказывает режиссер, – где все события выдуманы. Для людей моего поколения то время связывается со страхами, но реально-то мы вспоминаем, как катались на коньках. И, значит, приходится фантазировать…»

• «Планов громадьё» и у Владимира НАУМОВА. Неизвестно, какой раньше осуществится. Вот самые интересные из них. Недавно Наумов побывал в Италии, где с Тонино Гуэрра они работали над сценарием. Вернувшись в Москву, он продолжил работу уже вместе с Владимиром Вардунасом. Сценарий условно называется «Музей восковых фигур». Другой проект – Наумов плюс Леонид Зорин – называется «В России идет снег». Герой этой истории – корреспондент французской газеты, которого судьба и профессиональное любопытство заносят в Россию.

• Мечта Элема КЛИМОВА об экранизации «Мастера и Маргариты», увы, по-прежнему остается призрачной. Экономическая ситуация в стране, разумеется, не способствует реализации дорогостоящего, технически сложного проекта. Пока Элем Германович занимается общественной деятельностью, ищет сюжет для другой, более дешевой постановки. И, возможно, будет снимать документальную картину, какую – пока секрет…

• Режиссер Александр ЗАРХИ – консультант в совете при дирекции киноконцерна «Мосфильм». Он помогает молодым режиссерам, снимающим свои картины, готовит второе дополненное издание книги «Мои дебюты», занимается журналистикой, публикуется в газетах. Что касается собственно режиссерских планов, то имеется сценарий, но снять фильм по нему, по словам А. Зархи, можно будет, лишь когда нормализуется ситуация с кинопроизводством.

• Главная забота Сергея ЮРСКОГО – постановка гоголевских «Игроков» во МХАТе имени Чехова, постановка серьезная и дорогостоящая. До начала репетиций Юрский снялся в остросюжетном фильме режиссера Л. Глаголева «Экстрасенс» и в картине Я. Кидавы-Блоньского со странным названием «Дневник, найденный в горбу». Несмотря на то, что режиссер из Польши, фильм снимался у нас и посвящен нашей собственной истории. Сергей Юрьевич необычайно изумлен судьбой своего фильма «Чернов, Chernov», снискавшего одобрение критиков, призы на кинофестивалях и полнейшее равнодушие проката…

• В одной тональности созданы три картины М. Разбежкиной «Успение», «Концерт по заявкам» и «Конец пути» (студия «Современник»). Психиатрическая больница на острове Свияжске, безумные, кривляющиеся перед камерой люди. Голоса Сталина и Хрущева вместе с цитатами из «Книги о вкусной и здоровой пище». Пенсионерка тетя Соня, которая с гармошкой веселит народ, но замолкает, когда ее спрашивают о пенсии. Одинокий человек в пустой деревне, которую должны были затопить, но почему-то не затопили. И железнодорожный путь, заброшенный и заросший, как кладбище…

3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+