Не тронь добычу / Touchez pas au grisbi (1954)

Не тронь добычу / Touchez pas au grisbi (1954): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Не тронь добычу» / «Руки прочь от добычи» / «Hands Off the Loot» (международное англоязычное название), «Добыча» / «Grisbi» (США), «Честь среди воров» / «Honour Among Thieves» (Великобритания).

Франция, Италия.

Продолжительность 83 минуты.

Режиссёр Жак Беккер.

Авторы сценария Жак Беккер, Морис Грифф, Альбер Симонен по роману Альбера Симонена, автор диалогов Альбер Симонен.

Композитор Жан Вьене.

Оператор Пьер Монтазель.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Авторитетный и многоопытный, но уже немолодой гангстер по имени Макс (Жан Габен, Кубок Вольпи Венецианского международного кинофестиваля) надеялся, что сложное и удачно осуществлённое ограбление, принёсшее пятьдесят миллионов франков в золотых слитках, позволит уйти на покой. Однако о крупной добыче прознаёт другой преступник, Анджело (Лино Вентура). Похитив Анри Дюкро по прозвищу «Ритон» (Рене Дари), лучшего друга и давнего партнёра Макса, он прибегает к изощрённому шантажу.

Также в ролях: Дора Долл (Лола), Витторио Санилоли (Рамон), Мэрилин Буферд (Бетти), Габи Басе (Маринетта), Поль Барж (Южен), Ален Буветт (таксист), Даниэль Коши (Фифи), Дениз Клер (мадам Буше), Анджело Десси (Бастиен), Поль Франкёр (Пьеро), Жанна Моро (Жози)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.01.2016

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Не тронь добычу / Touchez pas au grisbi (1954): кадр из фильма
Важный разговор

В канун премьеры телесериала «Подпольная империя» /2010-14/ Мартин Скорсезе представил крайне интересный и показательный перечень пятнадцати гангстерских фильмов, которые оказали на него огромное влияние – в молодости, ещё до прихода в кинематограф. О большей части из них маэстро, впрочем, поведал гораздо раньше – в замечательном проекте «История американского кино от Мартина Скорсезе» /1995/, обстоятельно обрисовав тогда процесс сложной эволюции традиции, которой и сам, естественно, не оказался чужд. Но что заслуживает отдельного упоминания, так это – присутствие в персональном рейтинге Мартина двух французских и одного итальянского жанровых образчиков, по понятным причинам не освещённых в упомянутой документальной картине. Причём в общем-то закономерно, что из лент, увидевших свет до начала 1960-х годов, когда европейский криминальный кинематограф стал по-настоящему оживать, бросив вызов доселе безраздельному господству Голливуда, упомянута лишь такая блистательная лента, как «Не тронь добычу». «Стиль элегантен и приглушён, ощущение усталости и близости смерти – исключительно сильно», – так Скорсезе охарактеризовал основные достоинства постановки сорокасемилетнего Жака Беккера.

Не тронь добычу / Touchez pas au grisbi (1954): кадр из фильма
Макс и дамы

Вообще говоря, «Не тронь добычу» остаётся одним из ключевых произведений своего десятилетия и всего послевоенного периода, когда приверженцы «поэтического реализма» так и не смогли повторить былых достижений и, хуже того, держались за всё сильнее устаревающие эстетические установки, подвергаясь обоснованной критике со стороны будущих зачинателей «новой волны». В то время как Беккер (к слову, ученик Жана Ренуара), обратившись к роману Альбера Симонена1, воспроизвёл на экране принципиально новую атмосферу. На примере наиболее радикальной и замкнутой – вспомним, как хозяйка ресторана выпроваживает назойливых случайных посетителей – части французов поведал о мироощущении сограждан в экономически стабилизировавшемся обществе. Он превосходно передал специфику существования людей вне закона, погрузив в особую атмосферу, где внешний лоск и роскошь сочетаются с неустранимым риском для здоровья и жизни, а торжественно декларируемый кодекс чести может быть нарушен в самый неподходящий момент. Памятный музыкальный лейтмотив, сочинённый композитором Жаном Вьенером, который, право, не уступит будущим работам Нино Роты и Эннио Морриконе (в шедеврах Фрэнсиса Форда Копполы и Серджо Леоне), позволяет вывести события на невидимый уровень – на уровень чеховских «подводных течений». Помещённый в заголовок призыв-предупреждение неисполним объективно, вопреки всем личным достоинствам (в первую очередь – железной волевой хватке) Макса, с неотвратимостью вовлекаемого в водоворот роковых событий. Можно выжить в жестокой перестрелке, не только оказавшись более хитрым, решительным, стойким, быстрым и метким, чем противник, но и заведомо распрощавшись с непомерными амбициями; смирившись с жертвой, приносимой во имя более важных моральных принципов, а по существу – ради сохранения человеческого достоинства. Не тронь добычу! Прислушивайся к подсказкам, оставляемым Жизнью, и тоненькому голоску совести!.. В высшей степени символично, что фильм Жака Беккера пользовался огромным зрительским успехом, собрав аудиторию в 4,71 миллионов человек. Образ Макса вернул непререкаемый авторитет Жану Габену, который помимо прочего был отмечен наградой на престижном кинофестивале в Венеции, а в роли Анджело – дебютировал2 Лино Вентура, вскоре пополнивший когорту «священных чудовищ» французского экрана.

.

__________
1 – Писатель также принял участие в адаптации и выступил автором хлёстких, как выстрелы, диалогов.
2 – Между прочим, на беспрецедентно выгодных для себя материальных условиях.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Самсонов Дмитрий. Лино Вентура: я не выбирал актёрское ремесло // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 15. – С. 26, 28-30.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+