Нефть / There Will Be Blood (2007)

Нефть / There Will Be Blood (2007): постерПолнометражный фильм (номинации на премии «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар», «Давид ди Донателло», «Белый слон»).

Другие названия: «И будет кровь» / «И да прольётся кровь» (варианты перевода названия), «Нефть!» / «Oil!» (рабочее название).

США.

Продолжительность 158 минут.

Режиссёр Пол Томас Андерсон («Серебряный медведь» Берлинского МКФ, номинация на «Оскар»).

Автор сценария Пол Томас Андерсон (номинация на «Оскар») по роману Эптона Билла Синклера.

Композитор Джонни Гринвуд («Серебряный медведь» Берлинского МКФ, номинация на «Грэмми»).

Оператор Роберт Элсвит (премия «Оскар»).

Также на премии «Оскар» номинировались: Дилан Тиченор (монтаж), Джек Фиск и Джим Эриксон (художники-постановщики), Мэттью Вуд и Кристофер Скарабозио (монтаж звука).

Жанр: драма

Краткое содержание
Дэниел Плейнвью (Дэниел Дэй-Льюис, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»), начинавший с поиска месторождений золота и серебра, задался целью разбогатеть на добыче нефти, составив конкуренцию ведущим компаниям в этой сфере. В 1911-м году по наводке юноши по имени Пол (Пол Дано) он вместе с сыном Эйч Даблью (Диллон Фрезьер) прибывает в Маленький Бостон, штат Калифорния. Дэниелу удаётся сравнительно легко и недорого скупить нефтеносные участки, однако мистеру Плейнвью категорически не нравится назойливость Элая Сандея (Пол Дано), брата-близнеца Пола и проповедника местной церкви Третьего Откровения.

Также в ролях: Кевин О’Коннор (Генри), Киаран Хайндс (Флетчер Хэмлтон), Расселл Харвард (взрослый Эйч Даблью), Сидни МакКаллистер (Мэри Сандей), Коллин Фой (взрослая Мэри), Дэвид Уиллис (Эйбел Сандей), Ганс Хауэс (Уильям Бэнди), Пол Ф. Томпкинс (Прескотт), Джим Дауни (Аль Роуз), Дэвид Варшофски (Х.М. Тилфорд).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.05.2022

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Нефть / There Will Be Blood (2007): кадр из фильма
Джентльменское соглашение

Пятая полнометражная постановка Пола Томаса Андерсона, пожалуй, несколько уступает двум его предыдущим работам: душераздирающему социальному эпосу «Магнолия» /1999/ и романтической комедии «Любовь, сбивающая с ног» /2002/. Основная причина кроется в том, что лента, также нацеленная на въедливое постижение глубин человеческих характеров, всё же более традиционна в драматургическом плане. Многое, бесспорно, держится на превосходной, справедливо отмеченной премией «Оскар» игре Дэниела Дэй-Льюиса, безукоризненно точного в нюансах: деталях облика, жестах, властной интонации голоса, которую актёр «позаимствовал» у… Джона Хьюстона, скрупулёзно изучив старые записи выдающегося кинематографиста. Думаю, слова продюсера ДжоЭнн Селлар, заявившей, что без его согласия проект, скорее всего, так и не был бы реализован, заслуживают доверия. Тем более очевидно, что и сам режиссёр-сценарист в значительной степени ориентировался на творческое наследие поколения «профессионалов» 1940-50-х. Хотя и не на одни лишь «Сокровища Сьерра-Мадре» /1948/ именно Хьюстона, откуда черпал вдохновение непосредственно1, устраивая, по собственному признанию, регулярные (чуть ли не каждый вечер, по завершении трудного дня) сеансы на протяжении съёмок. Здесь будет, думаю, уместно назвать имена таких классиков, как Джордж Стивенс и Стэнли Крамер, столь же яростно и убедительно воспроизведших (в «Гиганте» /1956/ и «Оклахоме, как она есть» /1973/ соответственно) картину нефтяной лихорадки, разразившейся в Соединённых Штатах на рубеже XIX и XX веков. Наконец, не менее знаменательным видится посвящение кинопроизведения Роберту Олтмену – бескомпромиссному реалисту, последовательно развенчивавшему излюбленные заокеанские мифы (например, о капиталистических отношениях как двигателе прогресса и залоге процветания нации).

Нефть / There Will Be Blood (2007): кадр из фильма
Подрастает смена

А между тем триумф фильма, собравшего россыпь престижных наград в разных странах и замечательно прошедшего по киноэкранам (общемировые кассовые сборы оцениваются в $76,2 млн. при бюджете $25 млн.), закономерен. Роман «Нефть!» Эптона Билла Синклера (между прочим, одного из самых признанных и талантливых американских писателей из числа приверженцев социалистических идеалов), изданный в 1927-м – за пару лет до Великой депрессии, и не нуждался в демонстративной модернизации, поскольку воспринимается злободневным, как никогда. Речь ни в коей мере не о совпадении: бурный, «ревущий» период «Просперити», внезапно оборвавшийся, недаром напоминает благополучную ситуацию начала следующего столетия, сменившуюся (к слову, совсем скоро после выхода киноверсии) затяжной рецессией. Андерсон обратился к истокам нынешнего противостояния за контроль над источниками стратегического сырья, в первую очередь, конечно, над залежами нефти, на которой по-прежнему зиждется индустриальная (пусть и рядящаяся в одежды постиндустриальной) цивилизация. Как это всё знакомо! Широкомасштабная борьба с фанатиками-иноверцами на их же территории, затеваемая под надуманными предлогами, не отличается ничем принципиальным от хитроумных происков авантюриста Плейнвью, околпачивающего христиан. Чужак, настаивающий, что является богобоязненным (правда, затрудняясь уточнить, какую церковь посещает), что трудится в поте лица своего и что по праву считается примерным отцом, готов пройти обряд прилюдного очищения от грехов и крещение – если это поможет проложить трубопровод через ключевой участок. Однако Дэниел нисколько не церемонится, унижая и буквально втаптывая в грязь проповедника, осмелившегося требовать обещанные пять тысяч долларов. Неэстетичная, совершённая в состоянии аффекта физическая расправа над Сандеем, удачно сохранявшим иллюзию благочестия и святости в глазах прихожан, по-видимому, не так страшна, как моральное поражение последнего. По наивности питающий надежды получить состояние, Элай преспокойно отрекается от Бога и громогласно нарекает себя лжепророком… Так была ли вера?!

Нефть / There Will Be Blood (2007): кадр из фильма
Будущий магнат

Так были ли вера?.. Неужели заезжий делец оказался недалёк от истины, когда намекал, что хваткий юнец устроил захватывающее представление для несчастных, малограмотных прихожан? А если была, то почему так быстро ослабла и уступила место человеческим, слишком человеческим слабостям? Пол Томас Андерсон вслед за Синклером приходит к выводу, что истинная причина – в непомерном честолюбии, даруемом деньгами, большими, очень большими деньгами, закономерно превращающимися в буржуазном обществе в единственное универсальное мерило. Однако режиссёр2 не случайно отказался от исчерпывающе ёмкого оригинального названия в пользу более жёсткого и символичного варианта, недвусмысленно говорящего нам: там, где метафизика власти становится безальтернативной и всеохватывающей, смертоубийства неизбежны. В выражении «… и будет кровь» содержится отсылка к библейской книге «Исход», к стиху 19 главы 7, где повествуется о первой из десяти казней египетских, ниспосланных Господом подданным упрямого фараона, – о загадочном покраснении вод. (В данной связи нелишне вспомнить, что действие «Магнолии» завершалось дождём из лягушек.) Вместе с тем видимому ущербу – нанесению вреда окружающему миру, будь то обманываемые, цинично обворовываемые люди или природа, покрывающаяся чёрными пятнами разлившейся нефти, сопутствует поначалу малозаметный процесс внутреннего омертвления. Омертвления души. Одержимо рвавшийся наверх, беззастенчиво манипулировавший чужим сознанием, прибегавший к подкупу, запугиванию, принуждению и насилию, оттолкнувший от себя всех (включая повзрослевшего сына), мистер Плейнвью пополнил число магнатов. Но о каком счастье, о какой безмятежности можно говорить применительно к этому желчному, одинокому, опустившемуся индивиду, находящему единственную (быть может, последнюю) отраду во вспышке гнева, обрушиваемой на голову жалкого просителя?

.

__________
1 – Кадр из лишённого диалогов пролога, когда мистер Плейнвью наткнулся на интересный образец горной породы, даже представляется прямой цитатой оттуда.
2 – В отличие от российских прокатчиков, рассчитывавших на дополнительный интерес публики в свете выхода одноимённого бестселлера Марины Юденич.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+