Неглубокая могила / Shallow Grave (1994)

Неглубокая могила / Shallow Grave (1994): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Мелкая могила» / «Пустая могила» (варианты перевода названия).

Великобритания.

Продолжительность 89 минут.

Режиссёр Дэнни Бойл.

Автор сценария Джон Ходж.

Композитор Саймон Босуэлл.

Оператор Брайан Туфано.

Жанр: криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Врач Джульет Миллер (Керри Фокс), бухгалтер Дэвид Стивенс (Кристофер Экклстон) и журналист Алекс Ло (Юэн МакГрегор) после долгих и упорных поисков четвёртого соседа по арендуемой в Эдинбурге квартире останавливают выбор на Хьюго (Кит Аллен), показавшемся общительным и дружелюбным. Несложно представить, каким было изумление приятелей, обнаруживших на следующее утро его труп, а среди личных вещей покойника — чемодан, доверху набитый деньгами.

Также в ролях: Кен Стотт (детектив инспектор МакКолл), Кэролин МакКреди (Кэмерон), Виктория Нэйрн (посетительница), Гэри Льюис (посетитель), Жан Мари Коффи (Гот), Питер Маллен (Энди), Леонард О’Мэлли (Тим), Джон Ходж (Д.К. Митчелл), в эпизоде Кэрол МакГрегор (соседка, без указания в титах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.03.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Неглубокая могила / Shallow Grave (1994): кадр из фильма
Скучная работа

Film Four International in association with the Glasgow Film Fund present a Figment Film.

Можно подумать, что «чёрный юмор» Дэнни Бойла и сценариста Джона Ходжа, дебютировавших в большом кинематографе, обнаруживает себя уже во вступительном титре. Фильм-фикцию представляет кинокомпания (правда, достаточно известная и давно существующая), в названии которой фигурирует числительное «четыре», что остроумно соотносится с сюжетом. Правда, тем самым, искомым «четвёртым» выступает в картине не Хьюго, от тела которого приятели избавляются не без труда и физиологически малоприятных подробностей, спешно распилив труп на части и захоронив в укромном уголке в лесу. Но чемодан с деньгами, самим фактом своего существования растлевающий разум и сеющий смуту – подобно Мефистофелю, нашёптывающему на ухо: «убей». Некогда лучшие друзья – и те не смогли устоять перед соблазном, поддавшись паранойяльным страхам и безмерно растущей алчности. Завороженно внимая многочисленным авторским подсказкам, тонким намёкам, почти не сомневаешься, что наказание приближается с неотвратимостью. И, по большому счёту, не так уж важно, кто станет, так сказать, карающей десницей провидения: враги Хьюго, постепенно подбирающиеся к разгадке, проницательные полицейские или тёмная сторона их собственных натур. Ничего не меняется – и по-прежнему люди гибнут за металл, пусть и «перекованный» в аккуратно сложенные бумажные купюры.

Неглубокая могила / Shallow Grave (1994): кадр из фильма
Подарок небес? Или проклятие?

На протяжении просмотра время от времени возникает желание упрекнуть создателей фильма в предсказуемости фабульно-сюжетных перипетий и однозначности морального посыла, в превалировании яркой формы над содержанием. Но Бойл, чей стильный эксперимент был с энтузиазмом встречен как кинопрофессионалами1, так и широкой публикой2, в известном смысле перещеголял самого Альфреда Хичкока. В отдалённо похожих «Неприятностях с Гарри» /1955/ мэтр отважился, помнится, всего-навсего посмешить публику историей почти «живого трупа» – в совсем ином (не в том, какой вкладывал Лев Толстой) смысле. Приветливая и внешне привлекательная Джульет неожиданно обнаруживает в себе задатки «роковой женщины», играющей на слабостях мужчин и втайне разрабатывающей коварный план, даже благородное ремесло доктора цинично используя, чтобы замести следы преступления. Да и Алекс, ехидно приветствующий в финале инспектора, едва ли, вопреки «говорящей» фамилии Law, представляет ‘закон’, обладает ‘правом’ на пачки банкнот, испачканные в собственной крови.

Неглубокая могила / Shallow Grave (1994): кадр из фильма
Столкнулись с проблемами

Суть фильма, надо полагать, всё же не исчерпывается нехитрым пафосом о губительности дармового богатства, заставляющего человека медленно выкапывать самому себе «неглубокую могилу». Загадочная финальная улыбка Алекса, пригвождённого кухонным ножом к полу, сродни многозначительной ухмылке доктора Калигари3, почему-то спровоцировав у энтузиастов споры о том, жив ли он или уже – наблюдает за происходящим с того света, а не подозрения: не предвидел ли Ло всё заранее?.. Ведь тем самым герой уподобляется в прозорливости («сверхзнании») авторам, честно, сохранив невозмутимое выражение лица и выдержав серьёзную интонацию, предупредившим, что от начала и до конца выдумали эту экранную трагедию. Между прочим, едва ли случайно и то, что из трёх молодых исполнителей именно Юэн МакГрегор появится в следующих постановках Бойла и вообще станет международной «звездой».

.

__________
1 – Британская киноакадемия отметила Дэнни премией имени Александра Корды, а на МКФ в Сан-Себастьяне он получил «Серебряную раковину».
2 – Съёмки обошлись всего в $2,5 млн., в то время как общемировые кассовые сборы составили $20,5 млн.
3 – Из экспрессионистского шедевра Роберта Вине.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Савосин Дмитрий. Коньяк, кино и полиция // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 29. – С. 28-29.
Борев Владимир. Романтика кровавого фарса // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 30. – С. 51-53.
Кудрявцев Сергей. Разборки киноакадемиков // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 167-168.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+