Нелл / Nell (1994)

Нелл / Nell (1994): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другое название: «Нэлл» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 112 минут.

Режиссёр Майкл Эптед.

Авторы сценария Уильям Николсон, Марк Хэндли по пьесе Марка Хэндли.

Композитор Марк Айшем (номинация на «Золотой глобус»).

Оператор Данте Спинотти.

Жанр: драма

Краткое содержание
Шериф Тодд Питерсон (Ник Сирси) и доктор Джером Ловелл (Лиам Нисон), прибывшие по сообщению о смерти Вайолет Келлти — престарелой женщины, жившей уединённо в горах Северной Каролины, неожиданно обнаруживают там девушку, Нелл (Джоди Фостер, номинации на «Оскар», «Золотой глобус», «Давид ди Донателло»). Она никогда не общалась ни с кем из внешнего мира и говорит на странном, «своём» языке. Джерри обращается за помощью к доктору Поле Олсен (Наташа Ричардсон), специалистке по детскому аутизму.

Также в ролях: Ричард Либертини (Александр Пэйли), Робин Маллинз (Мэри Питерсон), Джереми Дэвис (Билли Фишер), О’Нил Комптон (Дон Фонтана), Шон Бриджес (Майк Ибарра).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.11.2018

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Нелл / Nell (1994): кадр из фильма
Одна-одинёшенька

В процессе подготовки к роли Джоди Фостер, свободно владеющая французским языком, внимательно изучала труды Жана Марка Гаспара, но этого всё же недостаточно, чтобы считать фильм с её участием продолжением замечательной драмы «Дикий ребёнок» /1970/. Конечно, кинопроизведения созвучны по тематике и сюжету. Но если Франсуа Трюффо воспроизводил на экране подлинный случай (и, между прочим, лично изобразил учёного, пытающегося установить контакт с найдёнышем, чудом выжившим в лесу, вдали от людей), то у Майкла Эптеда речь идёт о художественном вымысле. Правда, Марк Хэндли, приступая к сочинению пьесы «Идиоглоссия»1, оттолкнулся от прочитанной в газетной заметке истории близнецов из Сан-Диего, Пото и Кабенго, придумавших собственный язык, а также – от личного опыта проживания в 1970-е вместе с женой в хижине, расположенной в Каскадных горах, но это – не одно и то же. Создатели «Нелл» вслед за драматургом не стремятся осмыслить факты – моделируют художественными средствами ситуацию, которая гипотетически возможна, пусть и, откровенно говоря, маловероятна в реалиях современной Америки… В данном случае непринципиально, что режиссёр родился и начал профессиональную карьеру в Англии, там же появилась на свет Наташа Ричардсон, а Лиам Нисон – в Северной Ирландии.

Нелл / Nell (1994): кадр из фильма
Найдут ли контакт?

В том, собственно, и заключается основное отличие картины от постановки Трюффо или же – от кинопроизведений Вернера Херцога и Петера Зера, поведавших об участи Каспара Хаузера, взбудоражившего немецкое общество в XIX веке. Хотя поначалу заглавную роль вроде как предлагали Элли Шиди, Фостер, выступившая инициатором (одним из продюсеров) проекта, действительно заслуживает исключительных похвал за вживание в образ девушки с уникальной судьбой. Она всё-таки не была лишена общения с матерью и, как выясняется, с сестрой-близнецом, однако взгляды родительницы, страдавшей от недуга (частичный паралич лицевого нерва) и совсем отгородившейся от внешнего мира после пережитого акта насилия, оказали определяющее влияние на формирование личности. И ведь не сказать, что влияние – шибко благотворное!.. Джоди, накануне блеснувшая в партии матери, старающейся наладить душевный контакт с умненьким сыном Тейтом, теперь предстаёт в качестве дитя природы. Ребёнка в теле взрослой женщины, не имеющего ни малейшего представления о порядках, принятых в человеческой среде.

Нелл / Nell (1994): кадр из фильма
Учит её язык

Именно обозначенный аспект является для авторов, очевидно, ключевым. Нисон и Ричардсон (между прочим, поженившиеся в 1994-м году, ещё до премьеры) всячески подчёркивают деликатность, с которой Джерри и Пола, поначалу не во всём соглашавшиеся, знакомят подопечную с тем, что оставалось для неё табуированным, а то и абсолютно неведомым. Но в том-то и дело, что даже в благополучных (на тот момент) Соединённых Штатах действуют «волчьи» законы – и требуется, грубо говоря, проходить длительную адаптацию. Драматизм достигает наивысшей точки, когда героиня, впервые привезённая в город, заглядывает из любопытства в местный бар – и едва не становится жертвой (подобно Саре Тобиас в исполнении той же «звезды»). Но с другой стороны из этого всё же не следует, что Нелл никогда не сможет вписаться в непривычную социальную действительность. Более того, сами Ловелл и Олсен многое узнали в ходе исследований об окружающем мире и о самих себе. Развязка трогательна до слёз, дополняя общее благоприятное впечатление от картины, которая заинтересовала и широкую публику, собрав в мировом кинопрокате $106,7 млн. (при бюджете $31 млн.).

.

__________
1 – Первая постановка состоялась на подмостках театра Университета Юты осенью 1985-го.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Джоди Фостер. Дикий Ребёнок // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 92-94.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+