Немое кино / Silent Movie (1976)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другое название: «Немой фильм» (вариант перевода названия), «Немое кино плюс» / «Silent Movie Plus» (название при повторном выпуске).
США.
Продолжительность 87 минут.
Режиссёр Мел Брукс.
Авторы сценария Мел Брукс, Рон Кларк, Руди Де Лука, Барри Левинсон по сюжету Рона Кларка.
Композитор Джон Моррис.
Оператор Пол Ломэнн.
Жанр: комедия
Краткое содержание
Мел Фанн (Мел Брукс, номинация на «Золотой глобус»), некогда знаменитый кинорежиссёр, чья карьера покатилась под гору из-за непомерной страсти к спиртному, предлагает руководителю Big Picture Studios (Сид Сизар) оригинальную идею — снять немой фильм. Вот только кинокомпания находится на грани банкротства, и босс не слишком верит, что столь экстравагантный проект поможет спасти положение и уберечь от посягательств со стороны руководства Engulf & Devour, давно мечтающего прибрать активы к рукам. Однако Фанн убеждает, что ему удастся заинтересовать крупнейших «звёзд», и отправляется вместе с ассистентами Марти Эггсом (Марти Фельдман, номинация на «Золотой глобус») и Домом Беллом (Дом ДеЛуиз) за согласием к Бёрту Рейнольдсу, Джеймсу Каану, Энн Бэнкрофт, Лайзе Миннелли, Полу Ньюману и даже — к французскому миму Марселю Марсо.
Также в ролях: Бернадетт Питерс (Вилма Каплан, номинация на «Золотой глобус»), Гарольд Гулд (Ингалф), Рон Кэри (Девур), Чарли Каллас (слепец), Гарри Ритц (мужчина в ателье), Валери Кёртин (медсестра), Фриц Фельд (метрдотель), Доди Гудмен (туристка, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.09.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Когда Фанн (искажённое «fun» – ‘веселье’, ‘забава’) озвучивает гениальную идею, студийный босс реагирует на неё избыточно бурно, безапелляционно заявляя: «Слэпстик мёртв!» И тут же, собственным примером, доказывает обратное, став невольным исполнителем уморительного гэга. Поквитавшись с немеркнущим вестерном и фильмом ужасов классического образца, Мел Брукс взялся за самый дорогой для себя жанр, лично возглавив исполнительский состав и вообще – придав своему персонажу автобиографический характер, насколько это позволяли законы пародии. Сам собой напрашивается вывод в том духе, что и невероятные приключения кинематографистов на «фабрике грёз» имели место в действительности. Во всяком случае у отъявленных негодяев и стяжателей Энгалфа (‘заглатывай’) и Девура (‘поглощай’), буквально молящихся на доллар и готовых на любую низость и подлость, действительно были прототипы в лице настоящих «акул империализма» – владельцев Gulf & Western, от чьих происков пострадали десятки компаний (в частности, Paramount Pictures).
Что и говорить, Мел Брукс всегда отличался остротой наблюдений, не упуская случая сатирически обличить всех, кто того заслуживает, включая себя, любимого. Вспомним хотя бы линию с богом пьяниц, в которого с досады превращается Фанн, да и «бендеровская»1 фуражка на голове красноречиво выдаёт натуру плута и дерзкого махинатора. И всё-таки его, невзирая на сопутствующий успех2, никак не отнесёшь к числу приверженцев лозунга Big Picture Studios «Ars est pecunia», что в переводе означает ‘Искусство – это деньги’. Брукс искренне, от всей души купается в атмосфере «немой комической», воздавая должное Чаплину, Китону и иным титанам в умении доводить до абсурда любую бытовую ситуацию и извлекать смех из всего, что попадается под руку. То же самое относится и к привлечённым в качестве группы поддержки коллегам, особенно к Марти Фельдману – воистину прирождённому комику, не могущему, грубо говоря, и шагу ступить без того, чтобы не попасть впросак на радость публике. Но, пожалуй, ещё важнее и показательнее нешуточный энтузиазм, которым мастер умеет заражать всякого. Участь сия не миновала и мировых знаменитостей, застигаемых в самых неожиданных местах и положениях: от душа до госпиталя. Пол Ньюман, вовлекаемый в изящной парафраз знаменитой погони на колесницах из «Бен-Гура» /1959/, одновременно намекает поклонникам, что остаётся лихим гонщиком когда угодно и где угодно. А ещё, словно в ответ на ехидное замечание Владимира Высоцкого, там «сам Марсель Марсо чего-то говорил», обеспечив ленте место в Книге рекордов Гиннеса как звуковому фильму с… минимальным количеством прозвучавших слов! Великий француз Рене Клер справедливо замечал (именно в приложении к «великому немому»), что «молчание – золото». Его американский единомышленник, продолжая славные традиции, дополнил мысль в том плане, что оно – ещё и гарантировано от старения.
.
__________
1 – К слову, режиссёр экранизировал роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова ещё в 1970-м году.
2 – Так, «Немое кино» обошлось в $4 млн., а принесло $21,2 млн. прокатной платы (11-ое место в сезоне) при кассовых сборах в размере $36,1 млн.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий