Ненависть / La haine (1995)
Полнометражный фильм (премии Европейской киноакадемии и «Сезар»).
Другие названия: «Ненависть» / «Hatred» / «Hate» (международные англоязычные названия).
Франция, США.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёр Матьё Кассовиц (премия Каннского МКФ, номинация на «Сезар»).
Автор сценария Матьё Кассовиц (номинация на «Сезар»).
Музыка группы Assassin.
Оператор Пьер Аим (номинация на «Сезар»).
Премии «Сезар» также получили: Кристоф Россиньон (продюсер), Матьё Кассовиц, Скотт Стивенсон (монтаж).
Также на «Сезар» номинировались Доминик Дальмассо, Венсан Тулли (звук).
Жанр: криминальный фильм, драма
Краткое содержание
Винс (Венсан Кассель, две номинации на «Сезар»), выходец из еврейской семьи, сообщает по секрету чернокожему боксёру Юберу (Юбре Кунде, номинация на «Сезар») и арабу Саиду (Саид Тагмауи, номинация на «Сезар»), что нашёл револьвер, потерянный одним из полицейских при подавлении беспорядков. Волнения вспыхнули в свете новости о том, что местный житель, Абдель Ихана, стал жертвой произвола сотрудников правоохранительной системы и госпитализирован в тяжёлом состоянии. Он уверяет приятелей, что если тот умрёт, то непременно застрелит кого-то из стражей закона, дабы «уравнять счёт». Да и вообще обладание огнестрельным оружием многое меняет…
Также в ролях: Абдель Ахмед Гили (Абдель), Соло (Санто), Элоиз Рот (Сара), Венсан Линдон (пьяный мужчина), Бенуа Мажимель (Бенуа), Матьё Кассовиц (скинхед), Петер Кассовиц (руководитель картинной галереи), Жюли Маудэ (посетительница галереи), Карин Виар (посетительница галереи).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.05.2023
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Матьё Кассовицу грех жаловаться на то, как сложилась кинематографическая карьера. Уже его ранние (действительно талантливые) кинозарисовки не остались без внимания профессионалов, и тёплые отзывы заслужил полнометражный дебют «Метиска» /1993/. В своей следующей постановке режиссёр-кинодраматург (к слову, ограничившийся кратким появлением в качестве члена шайки бритоголовых) вновь ангажировал Венсана Касселя и Юбера Кунде, а в образе интеллигентной молодой посетительницы картинной галереи, спрашивающей Юбера1, не встречались ли они раньше, отметилась не кто иная, как Жюли Модуэ. Вместе с тем Матьё получил достаточно приличный бюджет (FRF15 млн.), позволивший осуществить обстоятельную подготовительную работу, включавшую трёхмесячное проживание артистов в том неблагополучном населённом пункте Шантелу-де-Винь, расположенном недалеко от Парижа, где разворачивается основная часть действия. Кроме того, были проведены масштабные кинопробы, по результатам которых утвердили многих местных жителей, не имевших актёрского образования и профильного опыта – остававшихся в кадре, по сути, самими собой. Да и в целом авторам удалось добиться редкостного ощущения аутентичности (почти хроникальности, чему способствует и чёткая чёрно-белая гамма вкупе с использованием оператором Пьером Аимом ручной камеры), многократно усилившего злободневный посыл произведения.
«Ненависть», собравшая в национальном прокате впечатляющую аудиторию чуть больше 2 млн. зрителей, осыпанная наградами, нашедшая почитателей и за океаном, прозвучала диссонансом по отношению не только к другим тогдашним кинохитам (четыре самых кассовых в сезоне французских картины являлись легкомысленными комедиями), но и к общему настроению Запада, пребывавшего в эйфории от победы в «холодной войне». Кассовиц был не из тех, кто на фоне разрушения социалистического блока поверил фальшивым разговорам о преодолении капитализмом антагонистических межклассовых противоречий, об успешном решении социальных проблем, о снижении уровня насилия. Сценарий родился из подлинных фактов: в 1993-м полицейский, нечаянно нажав не спусковой крючок, застрелил в упор заирца Макоме М’Боволе, пристёгнутого наручниками к батарее, а пятью годами ранее студент Малик Уссекин умер вследствие избиения сотрудниками правоохранительных органов в ходе разгона массовой демонстрации, в которой даже не участвовал. За соответствующий (бунтарский? хулиганский? анархистский?) пафос ленты, недвусмысленно выраженный и в композиции рэп-группы Assassin2, явно в расчёте на эпатаж озаглавленной Nique la Police, Матьё подвергся острым нападкам. Любопытно, что поначалу он, поддерживая репутацию дерзкого крамольника от киноискусства, признавал справедливость подобного рода критики, однако позже – заострял внимание на том, что блюстители закона всё-таки не показаны в фильме безликой серой массой, сплошным источником угрозы обитателям гетто. В реальности ситуация, естественно, сложнее, и неприкаянно шляющиеся по улицам приятели действительно сталкиваются со стражами порядка, не настроенными к ним враждебно. Другое дело – как работает вся система…
Всего суток из жизни Винса, Юбера и Саида хватило, чтобы обрисовать в общих чертах бытование тысяч таких, как они, брошенные на произвол судьбы, лишённые денег и мало-мальски приемлемых перспектив, находящиеся в опасной близости от криминала. Заняться товарищам особо нечем. Для разнообразия, конечно, можно съездить в столицу, наведавшись в гости к обустроившемуся в роскошных апартаментах знакомому по прозвищу «Астерикс» (любителю кокаина, типу явно неуравновешенному), прогулявшись по чистеньким столичным тротуарам, даже заглянув в ожидании пригородного поезда на выставку художника, словно обитающего на другой планете. Но там друзья остаются чужими, чувствуют себя находящимися под неусыпным оком полицейских и, говоря по совести, не совсем уж беспричинно привлекают внимание: один ходит с заряженным револьвером под одеждой, другой – вспоминает воровские навыки. Замкнутый круг? Именно так! Безрадостное бытование в вечно неустроенном состоянии, которое помогают ненадолго заглушить разве что наркотики, провоцирует глухую, нутряную ненависть. Как ни странно, именно Юбер, хотя и имеет массу поводов злиться (его, подающего надежды боксёра, спортзал спалили в ходе беспорядков), напоминает приятелям о прописной истине: «Ненависть порождает ненависть». И так – без конца и края. Однажды запущенный, беспрерывно набирающий обороты маховик вражды всех со всеми (гражданской войны низкой интенсивности, как уверяют проницательные социологи) грозит подмять под себя человеческие судьбы. Это неумолимый закон, подразумевающий, что трагические случайности на поверку – никакие не случайности. Несколько раз упоминаемый в диалогах анекдот (кстати, поведанный ещё Вином в классическом вестерне «Великолепная семёрка» /1960/) об оптимистично настроенном индивиде, падающем с пятидесятого этажа и успокаивающемся тем, что до земли далеко, вырастает до метафоры, исчерпывающе характеризующей общество. Окончательную точку ставит финальное посвящение фильма тем, кто погиб, пока он снимался. У Матьё Кассовица ещё будут достижения и на режиссёрском, и на сценарном, ни на актёрском, и на продюсерском поприщах, но творческой вершиной, пожалуй, так и останется эта суровая драма с коротким злым названием.
.
__________
1 – Главные герои носят имена исполнителей для лучшего вживания в предлагаемые обстоятельства.
2 – Её сооснователем (под псевдонимом Rockin’ Squat) являлся урождённый Матиас Крошон, средний ребёнок Жана-Пьера Касселя.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Фестивали: Канн-95 // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 34-35, 39-46.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий