Непрощённый / Unforgiven (1992)
Полнометражный фильм (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Нет прощения» / «Без прощения» (варианты перевода названия), «Убийства из-за порезанной шлюхи» / «The Cut Whore Killings» (название оригинального сценария), «Убийства Уильяма Манни» / «The William Munny Killings» (США: рабочее название).
США.
Продолжительность 131 минута.
Режиссёр Клинт Иствуд (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).
Автор сценария Дэвид Вебб Пиплз (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Композитор Ленни Нихаус.
Оператор Джек Н. Грин (номинация на «Оскар»).
Также премию «Оскар» получил Джоэл Кокс (монтаж).
Другие номинации на «Оскар»: Генри Бамстид, Дженис Блэки-Гудин (художники-постановщики), Лес Фрешолтц, Верн Пур, Рик Александр, Роб Янг (звук).
Жанр: вестерн
Краткое содержание
1881-й год. Молодой парень, назвавшийся Скофилдом Кидом (Джеймз Вулфетт), навещает Уильяма Манни (Клинт Иствуд, номинация на «Оскар»), пытающегося забыть о преступном прошлом и после смерти любимой супруги — в одиночку ведущего хозяйство на свиноферме и воспитывающего сына Уилла (Шейн Майер) и дочку Пенни (Элин Левассёр). После раздумий некогда знаменитый убийца соглашается войти в долю сулящего неплохие деньги дельца: за награду в тысячу долларов порешить двух ковбоев, Куика Майка (Дэвид Муччи) и «Дейви-боя» Бантинга (Роб Кэмпбелл), исполосовавших ножом лицо проститутки Дилайлы Фитцджеральд (Анна Левайн, в титрах как Anna Thomson) из публичного дома, расположенного в городке Биг Виски, штат Вайоминг. Манни выдвигает обязательным условием взять с собой старого друга — темнокожего Неда Логана (Морган Фримен).
Также в ролях: Джин Хэкмен (шериф Малыш Билл Даггетт, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), Ричард Харрис (Англичанин Боб), Сол Рубинек (У.У. Бошамп), Фрэнсис Фишер (Строберри Элис), Энтони Джеймс (Скинни Дюбуа), Тара Фредерик (Малышка Сью), Беверли Эллиотт (Силки), Лииза Репо-Мартелл (Фэйт).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.04.2015
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Клинт Иствуд объяснял, почему так долго (в течение нескольких лет) выжидал, прежде чем приступить к постановке, тем, что хотел дождаться, пока достигнет почтенного возраста, чтобы выглядеть на экране убедительней. Но… достаточно внимательно присмотреться к работам «звезды» периода «рейганомики», чтобы заметить определённую исчерпанность прежнего имиджа, что неизбежно приводило к повтору (иногда старательно маскировавшемуся иронией) тем и постоянных мотивов. Напрашивается предположение, что маститый актёр и режиссёр, скорее, терпеливо накапливал творческий и житейский опыт, без которого было невозможно реализовать столь сложный, требующий максимальной эмоциональной отдачи замысел… Не менее любопытно (и знаменательно!), что Дэвид Вебб Пиплз написал первую версию сценария, получившую прямолинейный, вызывающе-вульгарный заголовок «Убийства из-за порезанной шлюхи», ещё во второй половине 1970-х. Начинающий кинодраматург называл в качестве источников вдохновения жёсткую психологическую драму «Таксист» /1976/ и роман Глендона Свортаута «Стрелок» /1975/1, но в данном случае уместнее сказать, что ему удалось передать самую суть такого интересного эстетического феномена, как ревизионистский вестерн, расцвётшего пышным цветом во времена энергетического кризиса и Уотергейтского скандала.
«Непрощённого» проще всего воспринимать в «личном» плане – сквозь призму эволюции карьеры Клинта. Посвящение в заключительных титрах «Серджо и Дону», казалось бы, со всей очевидностью свидетельствует о его подспудном стремлении повенчать (добиться, как то предписывает диалектика, синтеза тезиса и антитезиса) крайний, окрашенный в экзистенциальные тона индивидуализм, пронизывавший «долларовую трилогию», с идеей фикс «грязного Гарри», насаждавшего твёрдой рукой закон и порядок. Почти физически ощущаешь, каким тяжким бременем легли на плечи Манни десятки загубленных душ: уже и имена выветрились из памяти, и сопутствовавшие обстоятельства забылись – а лица неизменно всплывают из подсознания. Ближе к старости (как явствует со слов, не в последнюю очередь – стараниями безвременно почившей жены) наступила горькая пора отрезвления, однако долгие годы мужественного воздержания от спиртного грозит нарушить поездка в городок Биг Виски, то есть ‘большое виски’… Станет ли щедро оплаченный акт мести последним дельцем Уильяма перед уходом на покой?! С другой же стороны – представитель власти с шестиконечной звездой. Ещё Фриц Ланг, помнится, демонстративно не наделял сотрудников правоохранительных органов моральным превосходством над уголовными элементами. Для Дикого Запада такое допущение справедливо вдвойне, если учесть, кто именно зачастую исполнял должность шерифа. Собственно, «Малыш» Билл (вообще-то уменьшительная форма имени Уильям) во вдохновенном исполнении Джина Хэкмена и не скрывает, что в молодости сам слыл отчаянным стрелком, с которым мало кто мог сравниться в выдержке, скорости реакции и меткости. Есть что-то двуличное в том беспримерном рвении, с каким Даггетт не позволяет чужакам появляться в границах городка с огнестрельным оружием, а его расправы над Англичанином Бобом и Логаном, прибывшими мстить за деньги, явственно отдают садизмом. Согласно звучащей шутке, шериф является бездарным плотником, иными словами – не способен раскрыться в созидательном труде.
Впрочем, фигура Иствуда не заняла бы столь видное место в американской культуре, если б кинематографист не чувствовал нюансы истории родной страны. Экранные события приобретают обобщённый характер благодаря безукоризненно выбранному историческому контексту. 80-е годы XIX века уже отмечены печатью облагораживания Дикого Запада, пришествия цивилизации на смену праву сильного, а точнее, отчаянного и вместе с тем – умеющего сохранять хладнокровие в экстремальных ситуациях. «Малыш» Билл с безжалостным сарказмом проходится по «подвигам» Англичанина Боба (позволяющего себе неумеренно хвалебные высказывания в адрес королевы Великобритании и оскорбительные – о Президентах), как они описаны верным биографом У.У. Бошампом. Реальность имела, как правило, мало общего с прекраснодушными мифами, перенесёнными на страницы книг и целлулоидную плёнку, где банальные разборки на пьяную голову (из-за шулерства в картах, обидного слова, дерзкого взгляда и прочих ничтожных причин) превращались в красивые и самоотверженные поступки. И насилие, традиционно считавшееся американцами если не благом, то, как минимум, необходимым условием формирования и укрепления государства, при внимательном и непредвзятом рассмотрении оказывается явлением мерзким, отвратительным, противным самой людской природе. Приехавший к Манни паренёк, выбравший прозвище в честь револьвера системы Смита-Вессона III образца, быстро понимает, что в лишении жизни другого человека (в данном случае – Бантинга, застигнутого врасплох в отхожем месте) нет ничего героического и захватывающего. И даже постановка вопроса в том смысле, какое насилие хуже, оказывается в корне неверной. Из того, что убийца женщин и детей одержал верх над жестоким шерифом с помощниками, не следует никаких выводов нравственного или фаталистического толка. Торжество правды? Заслуженное воздаяние за прегрешения? Право, ничего подобного… Остаётся только удивляться тому, с каким энтузиазмом2 соотечественники автора, включая членов киноакадемии, встретили работу кумира, взявшегося критически переосмыслить штампы вестерна и расхожие стереотипы. Наверное, не он один почувствовал, что настало время собирать камни…
.
__________
1 – Экранизация (известна у нас под названием «Самый меткий»), увидевшая свет годом позже, одарила последней партией легендарного Джона Уэйна.
2 – При бюджете $14,4 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $101,1 млн., притом что за рубежом – $58 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Тумансина Н. Непрощеный // Ровесник. – 1993, № 6. – С. 31.
Клинт снова в седле // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 12. – С. 45.
Самсонов Г. В Довилле заправляет Голливуд // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 17. – С. 2.
Караваев Дмитрий. Траектория вестерна // Огонёк. – 1995, № 22. – С. 91.
Лавров Сергей. Лидеры зарубежного проката в Москве (до 1 сентября 1994 г.) // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 29. – С. 2-3.
Видеоклуб // Ровесник. – 1993, № 2. – С. 32.
Шайе Жан-Поль. «Одинокий всадник» на Набережной Круазетт // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 21. – С. 10-11.
Самсонов Георгий. Второстепенные роли Джина Хэкмана // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 19. – С. 8-12.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий