Несколько хороших парней / A Few Good Men (1992)

Несколько хороших парней / A Few Good Men (1992): постер

Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другие названия: «Несколько хороших мужчин» / «Несколько хороших людей» / «Неплохие люди» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 138 минут.

Режиссёр Роб Райнер (номинация на «Золотой глобус»).

Автор сценария Аарон Соркин (номинация на «Золотой глобус») по своей пьесе.

Композитор Марк Шайман.

Оператор Роберт Ричардсон.

Также на премию «Оскар» номинировались: Кевин Дж. О’Коннел, Рик Клайн, Роберт Эбер (звук), Роберт Лейтон (монтаж).

Жанр: драма, триллер

Краткое содержание
Лейтенант-коммандер ДжоЭнн Гэллоуэй (Деми Мур) ходатайствует о своём назначении защитником младшего капрала Хэролда Доусона (Вольфганг Бодисон) и рядового первого класса Лоудена Дауни (Джеймс Маршалл) — двух морских пехотинцев, нёсших службу на военно-морской базе, расположенной в заливе Гуантанамо, которых обвиняют в убийстве рядового первого класса Уильяма Т. Сантьяго (Майкл ДеЛоренцо). Однако начальство принимает решение передать дело лейтенанту Дэниелу Кэффи (Том Круз, номинация на «Золотой глобус»), обладающему репутацией умного адвоката, умеющего договариваться с обвинением на начальной стадии, не доводя до трибунала. Тем не менее ДжоЭнн не намерена отступаться, не без оснований полагая, что обстоятельства преступления не столь очевидны, как кажется на первый взгляд.

Также в ролях: Джек Николсон (полковник Натан Р. Джессап, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Кевин Бэйкон (капитан Джек Росс), Кифер Сазерленд (лейтенант Джонатан Джеймс Кендрик), Кевин Поллак (лейтенант Сэм Вайнберг), Джей Ти Уолш (подполковник Мэттью Эндрю Маркинсон), Дж. А. Престон (судья полковник Джулиус Александр Рэндолф), Ноа Уайл (капрал Джеффри Оуэн Барнс), Кьюба Гудинг-мл. (капрал Карл Эдвард Хэммэкер), Ксандер Беркли (капитан Уитекер), Мэтт Крэйвен (лейтенант Дейв Спрэдлинг), Кристофер Гест (коммандер Стоун, доктор), в эпизодах Аарон Соркин (адвокат в баре), Чарльз Эрвин (музыкант в оркестре, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.12.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Несколько хороших парней / A Few Good Men (1992): кадр из фильма
Кэффи негодует

Если спроецировать название фильма на фабулу, логично прийти к выводу, что имеются в виду лейтенант Кэффи, его помощник лейтенант Вайнберг и даже лейтенант-коммандер Гэллоуэй (слово «men» можно перевести с английского языка и как ‘люди’, то есть без акцентирования на половой принадлежности), честно исполнившие профессиональный долг и отстоявшие справедливость. А ведь серьёзно рисковали карьерами!.. Однако Аарон Соркин вложил в это выражение, скорее, горько-иронический смысл, прозрачно намекнув на широко известный (по крайней мере в Соединённых Штатах) лозунг, под которым долгое время проводились кампании по набору добровольцев в Корпус морской пехоты: «Мы ищем несколько хороших парней». Идею одноимённой пьесы ему подсказала сестра Дебора, выпускница Школы права Бостонского университета, поведавшая об инциденте, имевшем место на военно-морской базе в Гуантанамо и едва не стоившем жизни (до летального исхода, к счастью, не дошло) одному из морпехов. Любопытно, что права на экранизацию драмы были приобретены продюсером Дэвидом Брауном (если верить прессе, за кругленькую сумму) ещё до премьеры, состоявшейся в чикагском театре Music Box 15-го ноября 1989-го и выдержавшей 497 представлений. Да и сам факт того, что для киноверсии был собран мощный актёрский ансамбль (на сцене в роли, доставшейся «суперзвезде» Тому Крузу, блистали Том Халс и – позже – Тимоти Басфилд), со всей очевидностью свидетельствует о том, на какой резонанс рассчитывали на киностудии. Собственно, вложенные солидные средства (по разным данным, производственный бюджет составил от $33 млн. до $40 млн.) без труда окупились1, позволив Робу Райнеру установить персональный рекорд.

Несколько хороших парней / A Few Good Men (1992): кадр из фильма
ДжоЭнн не отступится

Крупнейшим недостатком фильма является, на мой взгляд, развязка: раз уж артисту таких колоссальных возможностей, как Джек Николсон (по уверению режиссёра, довёдшему на репетициях кульминационный монолог Джессапа до совершенства) не удалось добиться безусловной убедительности… Хоть убей, не верится, что полковник, будучи искушённым командиром и тонким политиком, попался в расставленные молодым адвокатом сети – и не сдержался, вспылил, сорвался, произнеся гневную и крайне необдуманную речь. Всё-таки хеппи-энд для американцев – это святое!.. Однако гораздо значимее, что авторы затрагивают ряд сущностных для своего времени вопросов, лишь оттолкнувшись от основных коллизий ленты. Лейтмотивом кинопроизведения заявлена недопустимость неуставных отношений – обыкновенной дедовщины, неофициально возведённой в ранг важной части «воспитательного процесса» подчинённых, что Натан в общем-то и не скрывает (отрицая лишь то, что лично санкционирует применение «красного кода»). И приговор, вынесенный Доусону и Дауни (увольнение в запас с позором, несмотря на то что остальные обвинения были сняты), должен послужить примером другим: исполнение заведомо незаконного приказа не освобождает от ответственности – во всяком случае от ответственности моральной. Однако Соркин и Райнер смотрят на проблему шире. Николсон, когда-то прославившийся в образе повстречавшегося парочке «беспечных ездоков» провинциального юриста, ведущего малоперспективную правозащитную деятельность, на сей раз изобразил, наоборот, одного из тех, на ком держится система. Натан заверяет старого друга, что они, как военные, участвуют в деле (вариант перевода – «в бизнесе») спасения жизней, то есть, грубо говоря, оказывают государству услугу по обороне от внешнего врага. Типичный для идеологов США (и всего Запада) «предпринимательский» подход, который, по мнению кинематографистов, перестал отвечать духу времени в свете окончания «холодной войны»: издержки общества стали слишком велики. К сожалению, дальнейший ход исторического процесса показал, что такая точка зрения отдаёт идеализмом: сверхдержава, нацеленная на глобальное доминирование и в огромной степени построенная на выкачивании ресурсов из третьих стран, объективно нуждается в демонизированном противнике, будь то Куба, или Ирак, или КНДР, или Россия. А такие служаки, как Джессап ценятся неизмеримо выше правдоискателей вроде Кэффи и Гэллоуэй.

.

__________
1 – Кассовые сборы в национальном прокате составили $141,3 млн., в мировом – $243,2 млн. (седьмое место в сезоне).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Миллионы для «хороших» // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 18. – С. 37.
Шэлле Жан-Поль. Планка его амбиций // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 13. – С. 8-9.
Карцева Елена. Весы Фемиды // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 140-141.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+