Невезучие / La chèvre (1981)

Невезучие / La chèvre (1981): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Коза» / «Козочка» / «Приманка» / «Ловля на живца» (варианты перевода названия) / «The Goat» (англоязычное название), «Безумнее козы» / «Mas locos que una cabra» (Мексика), «Постучи по дереву» / «Knock on Wood» (международное англоязычное название).

Франция, Мексика, Мальта.

Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Франсис Вебер.

Автор сценария Франсис Вебер.

Композитор Владимир Косма.

Оператор Алекс Филлипс-мл.

Жанр: приключенческий фильм, комедия, криминальный фильм

Краткое содержание
Частный сыщик Кампана (Жерар Депардье) поначалу скептически относится к идее Мейера (Андре Валарди) подключить Франсуа Перрена (Пьер Ришар) к поискам Мари (Коринн Шарби) — дочери президента крупной фирмы месье Александра Бенса (Мишель Робен). Дело в том, что скромный бухгалтер является по жизни столь же невезучим, как и девушка, пропавшая без вести в Мексике во время отдыха. Однако за отсутствием лучшей альтернативы детективу приходится согласиться… Французов ждёт на чужбине масса испытаний.

Также в ролях: Хорхе Люке (Хуан Арбаль), Педро Армендарис-мл. (капитан полиции Костао), Алисия Энсинас (девушка в отеле), Хакаранда Альфаро (проститутка), Маритца Оливарес (проститутка), Серхио Кальдерон (заключённый), Робер Дальбан (техник).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.02.2022

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Невезучие / La chèvre (1981): кадр из фильма
Спор невезучие

Любопытно, что изначально Франсис Вебер «видел» в главных ролях Лино Вентуру и Жака Вильре, однако первый из них (как помним, отметившийся в «Зануде» /1973/, снятом Эдуаром Молинаро по пьесе и сценарию талантливого комедиографа) не пожелал участвовать в проекте из-за личной неприязни к потенциальному партнёру по съёмочной площадке. А Жерар Депардье просил о роли Франсуа Перрена, натолкнувшись на твёрдый отказ режиссёра, который в итоге поручил партию Пьеру Ришару, произведшему сильное впечатление совместной работой над «Игрушкой» /1976/. Выбор оказался безошибочным – и, невзирая на несчётные накладки, преследовавшие кинематографистов (особенно актёров) на чужбине, фильм удался на славу! «Невезучие» снискали триумф в национальном кинопрокате, уверенно заняв (с результатом чуть больше 7 млн. зрителей) первое место в сезоне, а спустя два года – тоже с внушительным успехом1 демонстрировались в Советском Союзе. Между прочим, на американские экраны лента вышла лишь в 1985-м, уже после «Папаш» /1983/, хотя Голливуд и не преминет выпустить ремейк с тамошними «звёздами». А ещё позже Вебер, к слову сказать, позволит и Вильре, и Депардье отметиться в образах незадачливых чудаков.

Невезучие / La chèvre (1981): кадр из фильма
Гостям из Франции всегда рады

Утверждение о том, что стараниями Франсиса появился на свет один из лучших и самых запоминающихся за всю историю киноискусства комических дуэтов, не нуждается в доказательствах. Его детище обладает уникальным свойством ни капельки не устаревать – и доставляет массу веселья при каждом новом (сотом, тысячном) просмотре. Режиссёр-кинодраматург почти не прибегает на сей раз к сатире, к лирике или, тем более, к сантиментам, делая упор на гэги, нелепые ситуации, а прежде всего – на отлично выписанные характеры. Как не понять беднягу Кампану, взирающего на Перрена с неописуемым удивлением, точно на экспонат кунсткамеры? Частный сыщик, привыкший решать проблемы быстро и решительно (вплоть до применения револьвера и сокрушительных ударов… лбом), действительно не верит, что Франсуа не обращает внимания на непрерывно сыплющиеся на голову беды, поражаясь тому, как несчастливец умудряется сохранять присутствие духа и оптимистичный настрой. И именно это – главное.

Невезучие / La chèvre (1981): кадр из фильма
Невезучим повезло

Разумеется, моменты, когда скромный бухгалтер, согласившийся выполнить ответственную миссию, влипает в очередную неприятность (то сядет на стул со сломанной ножкой, то стукнется головой о несработавшую автоматическую дверь, то вдруг встанет обеими ногами в зыбучие пески, то…), способны изрядно посмешить и сами по себе. Но Вебер не был бы Вебером, если б ограничился обыгрыванием хронической неудачливости – качества, не так уж редко эксплуатируемого в комедиях. Французский режиссёр и сценарист словно задался целью досконально – с философской и психологической точек зрения – исследовать феномен невезения как таковой. Для Мейера исчезновение мадемуазель Бенс и, соответственно, отправка на её розыски такого же уникума (в качестве ходячей приманки) становятся поводом для эксперимента in vivo, служащего проверкой смелой гипотезы, которая, заметим, с блеском подтверждается. Но ещё интереснее наблюдать за метаморфозами Кампаны, на собственной шкуре (в мексиканской тюрьме) убеждающегося, что «болезнь» напарника поневоле – очень заразна. В таких обстоятельствах нужно пресекать панику и срочно собирать волю в кулак, не позволяя фортуне надолго отворачиваться. Мало того, в парадоксальных рассуждениях Франсуа, не просто не отчаивающегося, а неизменно видящего в том, что случилось, светлую сторону, наличествует изрядная доля истины. Одно событие тянет за собой другое, и, например, без ограбления чужеземцев сообщниками проститутки не удалось бы выйти на след Мари… Вот и Мейер проницательно замечает шефу, что ангел-хранитель его дочери так наловчился помогать девушке в самых, казалось бы, безвыходных положениях, что унывать точно не следует. Дельный совет!

.

__________
1 – По разным данным, аудитория составила 31 млн. либо 35 млн. человек.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Что говорят… Что пишут… // Ровесник. – 1985, № 08. – С. 37.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+