Никита / Nikita (1990)

Брагинский Александр. Шпионом можешь ты не быть // Видео-Асс PREMIERE. – 1992, № 4. – С. 7.

Анн Парийо: «Я – страстная натура»

Анн Парийо я впервые увидел в 1981 году в фильме «За шкуру полицейского». У неё была небольшая роль секретарши инспектора Шукаса, которого играл постановщик картины Ален Делон. Он дал ей роль и в следующей своей ленте «Неукротимый», обыгрывая по-прежнему превосходные внешние данные молодой женщины. Но на этот раз характер её новой героини выведать, куда он запрятал украденные бриллианты. Влюбившись в него, девушка помогает ему скрыться. Наверняка тем, кто видел фильм, запомнилась сцена, когда она сидит на постели голенькая, очаровательная, и, как завороженная, смотрит на Делона…

В течение двух лет работая с ним, живя у него, она испытывает сильное влияние «мэтра». Делон не скрывает свои отношения с Анн. «Пари-матч»

Наталии Дюмон уже гораздо сложнее. Возлюбленную мафиози Руджери «внедряют» в личную жизнь гангстера Жака Дарнея, чтобы публикует фоторепортаж из его имения: Анн Парийо среди мебели, собак, рядом с хозяином дома. Не исключено, что эта совместная, на виду у всех, жизнь и подтолкнет ее к определенным «оргвыводам». Если сначала она искренно говорила, что «два фильма с Аленом дают больше, чем два года учебы на курсах», то спустя некоторое время уже более трезво оценивает свою «ситуацию»: «Делон вручил мне отравленный подарок, – теперь все ждут, что со мной будет. Двух «поларов» [«полар» (фр.яз.) – детектив] оказалось достаточно, чтобы меня на всю жизнь зачислили в ранг фатальных героинь. И я этого никак не хотела».

Что было с ней до Алена Делона?

Анн Парийо родилась 6 мая 1960 года в семье со средним

44

достатком. Детство у нее было счастливое. Еще девочкой она мечтала стать адвокатессой, чтобы защищать в суде людей. «Меня завораживает человек со всеми его сложностями, – скажет она впоследствии. – Мне казалось, что я смогу защитить его. Да и сегодня я убеждена, что способна понять гангстера, убийцу, преступника. И если не найти оправдание его поступкам, то по крайней мере – объяснение им. Мне всегда было интересно иметь дело с людьми, у которых есть проблемы. Те, у кого все в порядке, не интересовали меня».

В родительском доме Анн слышала, что в жизни надо выбрать серьезную профессию. Такую, скажем, как адвокат, врач, или медсестра. Но со временем интересы девочки стали меняться. Особенно после того, как она впервые и довольно поздно попала в кинотеатр. Ее отец, увлекшийся астрологией, предсказывает дочери карьеру «звезды». И тогда ее мама, врач-диетолог, записывает Анн на театральные курсы. Здесь она сразу же привлекает внимание ассистента по актерам, работающего у режиссера Мишеля Ланга. Последнему нужна молодежная массовка для картины «Отель на пляже». Анн находится в ней место, ей даже дают маленькую роль Эстеллы. Как и другие молодые актрисы, она служит фоном для сюжета о проблемах, с которыми сталкиваются не очень молодые бабники на отдыхе. Анн радуется возможности «играючи» провести каникулы. Ей интересно взглянуть на кинематограф изнутри. Атмосфера на пляже и в отеле, как на съемках, так и после них – самая раскованная. Мишель Ланг вознамерился (не сильно преуспев, впрочем) создать эдакий микрокосмос «с радостями одних и страданиями других». Анн не надо было «страдать», ей следовало быть самой собой. Побывав в ланговском «микрокосмосе», она, однако, выяснила для себя одну важную вещь: ей интересно играть комедию, интересно сниматься в кино.

Но учиться новой профессии она будет не в театральной школе, а на съемочной площадке. Сразу после «Отеля» ей предлагают довольно большую роль в картине Уго Сантьяго «Послушайте-ка», где в главных ролях были Катрин Денёв и Сами Фрей. Крупный ученый Арно де Моль (Сами Фрей) поручает женщине-детективу Клод Альфан (Катрин Денее) розыски своей возлюбленной Хлои (Анн Парийо). Они обнаруживают ее среди сектантов, превративших молодую женщину в истеричку и мистика. Хлоя для них – разменная монета в интригах с де Молем, чтобы завладеть изобретенным им «тайным оружием».

Роль была сложная, с сильной

46

драматической сценой, Анн явно не хватало опыта и это чувствовалось. Да она и сама это понимала. Но ей было интересно общение с Катрин Денев как и жизнь с Аленом Делоном потом. Все обогащало ее профессиональным и жизненным опытом. Ей говорили: надо слушаться, тогда станешь «звездой». И она послушно выполняла все, о чем ее просят. Подчас понимая уже, что лучше это сделать иначе, но не решаясь спорить. Это особенно проглядывалось в последствии в проходных фильмах – у Джаста Джеккина («отца» «Эмманюэли») в «Девушках» и у Юбера Франка в «Патрисии, путешествии за любовью».

Встреча с Аленом Делоном поначалу приносит ей немало радости. Она думает, что он поможет ей обрести себя в кино. Но, снявшись у него в двух картинах, Анн понимает, что не хочет застыть в одножанроаых ролях. Ей не охота быть ни «куколкой» в полуэротических комедиях, ни «фатальной» женщиной в полицейских триллерах. А предлагают только это. Ален Делон советует не отказываться. Она не соглашается. Тот с удивлением обнаруживает характер у своей подопечной. Ему это не нравится: «ах, ты не слушаешься, тогда живи своим умом!»

В течение трех лет Анн скрытно от всех живет с известным фотографом, композитором и дельцом Оливье Дассо, внуком знаменитого авиапромышленника и кинопродюсера Марселя Дассо. Снимается она изредка – в видеоклипах или телефильмах. И упорно ждет, когда придет ее принц и даст ту роль, о которой она мечтает.

В 1986 году на фестивале в Авориаэе Анн знакомится с Люком Бессоном. Позже она нашла позже образное сравнение, говоря о себе тогдашней, как о человеке, приглашённом к столу, где поданы лишь блюда, которые ему не нравятся. Многим гостям – да, а ей – нет. Тогда она решает подыскать другой стол и ждать того, кто ее к этому столу пригласит. Им и окажется Люк Бессон.

Три года, однако, не прошли зря. Она училась жить, открыла в себе талант художницы и скульптора, занималась гимнастикой и танцами, ходила по выставкам, много читала, учила языки. Наконец, даже сама

47

писала. Встретив Люка Бесс она, чьи картины «Последний бой» и «Сабвей» («Подземка») произвели на нее большое впечатление, она вполне созрела для своего «второго дебюта». Между ними состоялся разговор.

– Я слежу за вами давно, – сказал Люк. – Мне не нравится то, что вы делаете, ко в вас есть нечто мне интересное. Я бы хотел, чтобы вы рассказали мне о себе. Я чувствую разницу между тем, что вы собой представляете, и вашим имиджем.

Проговорив два часа, она услышала:

– Я рад, что не ошибся. Мне хотелось бы с вами поработать. Я напишу для вас сценарий.

Анн ему не поверила и прямо сказала об этом:

– Я не очень вам верю, но все равно согласна. Пишите.

Они договорились о новой встрече и… стали неразлучны, стараясь, однако, не афишировать свои отношения. Только в 1988 году, когда она уже родила ему дочь, они впервые появились рядом во время Каннского фестиваля, на котором демонстрировался бессоновский фильм «Голубая бездна». Бессон продолжал работать над сценарием для Анн, но она ни о чем его не спрашивала. Она любила его и полностью ему доверяла.

Люк Бессон принес ей сценарий только через год, в 1989-м. Но еще задолго до того, как это случилось, стал исподволь готовить Анн к ее будущей роли. Он ничего не объяснял, ничего не рассказывал. Просто Анн училась стрелять, овладела приемами карате, работала над голосом. Двигаясь вслепую, она, конечно, пыталось догадаться, кого же ей придется играть. Но не торопила Люка. Просто считала, что едет в поезде и, когда потребуется, он скажет ей, что пора сходить…

Этот день наступил за декаду до начала съемок. Сказать, что сценарий «Никита» поразил ее, – этого мало. Неужели Люк разгадал в ней то, что скрывалось за внешней мягкостью? Неужели понял таящуюся в ней силу, темперамент, готовность проявить насилие? Но больше всего потрясло, что Люк решил использовать это в своем фильме. Ей стало понятно, что он сделал ей царский подарок, осознав то, о чем она потом сказала так: «Я не люблю ничего усредненного. Я – страстная натура». Роль

48

в «Никите» явилась конкретизацией того, что она хотела сказать в кино.

Ее вживание в роль Никита происходило стремительно и легко. Выбрав парик, она уже не снимала его. Не переодевалась. Спала на жестком матрасе. Даже отказывалась видеться с дочкой. Ей надо было ожесточиться, огрубеть душой и телом. Чтобы Никита, которую мы увидим в начале фильма, убившая в состоянии наркотического опьянения и приговоренная к смерти, еще ярче оттенила происходящую в ней метаморфозу.

Весь съемочный период она жила отдельно от Люка и дочери, чтобы не утратить нажитое внутреннее состояние боли, страдания и любви. Чтобы, вернувшись после «каникул» к суровой действительности, погрузиться в омут жестокости окружающего ее мира.

Все, кто видел этот фильм в нашем прокате под названием «Ее звали Никита», в полной мере оценят актерское достижение Анн Парийо. За время съемок, признавалась она, Никита стала ее закадычной подругой. Та словно говорила ей: «Я не в силах закричать и выразить то, что чувствую. Сделай это вместо меня и сделай как можно лучше, без лишних слов». После съемок она с трудом возвращалась к действительности.

Труд Анн был по заслугам оценен в профессиональных кругах Франции. Вопреки всем ее опасениям она получила «Сезара» за лучшую роль 1990 года. Я видел видеозапись вручения ей этой премии и ее залитое слезами счастья лицо. Слышал ее слова благодарности и любви к человеку, который поверил в нее – Люку Бессону.

Откуда Люк Бессон взял это (удивительное для русского уха) имя? Он сам рассказал об этом: «Я летел в самолете и слушал песню Элтона Джона «Никита». Во время этого рейса я придумал историю молодой женщины с таким именем, женщины, совершившей необратимый поступок и пытающейся выбраться из тупика, в котором она оказалась».

Жизнь развела Анн и Люка. Но место, которое она заняла благодаря фильму, осталось за нею. Картина

49

«Никита» имела большой успех во всем мире. Даже в США, где спустя некоторое время снимут «римейк» «Точка возврата» с Бриджит Фондой в главной роли, оказавшийся намного хуже оригинала. «Никита» сделал имя Анн Парийо известным в США. У нее появился импресарио в Голливуде, который стал посылать ей сценарии. Она отвергала их один за другим, начав в конце концов думать, что просто не любит американское кино. Анн ясно сознает, что не имеет права оступиться.

После того, как она поставила так высоко планку, ей было не просто согласиться на роль в картине новозеландца Винсента Уорда «Карта человеческого сердца», – истории любви двух метисов, разрывающихся между двумя культурами. «Очень романтический сюжет в нашем циничном мире», как заметила парижская «Фигаро». Но следующий фильм компенсировал оставшееся неудовлетворение.

Джон Лэндис с немалым трудом получил согласие фирмы «Уорнер» пригласить на главную роль мало кому известную француженку. Фильм был в модном сегодня жанре – о женщине-вампире. Анн пришлось играть молодую американку Марию, пораженную сверхъестественной страстью. Мария тщательно скрывает свою тайну: ей нужна человеческая кровь в качестве хлеба насущного. Так получается, что она работает напарницей полицейского инспектора Джо. Все усложняется в ее жизни, когда она понимает, что полюбила его. Узнав, что полиция решает покончить с крупным мафиози Сальваторе Маселли, она делает его своей жертвой. Но обстоятельства складываются так, что вместо того, чтобы отправить элодея в лучший мир, она превращает его в вампира, то есть обрекает его на бессмертние. Джо, узнав ее тайну, не хочет потерять свою любовь. Он готов идти до конца… «Нет другой более абсолютной формы фантазии, чем жажда стать вампиром, – говорит Анн Парийо. Вампир – это бессмертие и насилие, которое скрыто в каждом из нас. «Невинную кровь» можно назвать метафорой на тему одиночества, обреченности, отчаяния, исключительности на любом уровне. Это также аллегория о наркотиках, СПИДе, любом виде привычек, от которых так трудно избавиться».

Вероятно, не будь у нее за плечами фильма «Никита», Анн не сумела бы одолеть те трудности, которые сопутствовали ее работе за океаном. Правда, рядом была горячо ею любимая Жанна Моро (в роли няньки), с которой она однажды играла на сцене в спектакле «Отравленная», а затем в «Никите». Советами Жанны Моро она всегда дорожит, называет ее «женщиной без возраста, умеющей играть все, что угодно».

50

Что ж, Анн Парийо есть на кого равняться.

После «Невинной крови» она имела возможность сняться в «Кафке» Стивена Содерберга, но в ходе проб ей стало ясно, что нужного контракта с Джереми Айронсом у нее не получится, и она не подписала контракт.

Анн Парийо еще очень мало сделала. Можно сказать, что она стоит на пороге большой карьеры, но не торопится сниматься только ради того, чтобы сниматься. Ей нужно иметь полный контакт с партнерами и режиссерами. Возраст, образование, социальное положение не имеют значения. Далеко не все актрисы способны жить именно с такой свободой. Легкой жизни в кино она не ждет. «Если я и больна кинематографом, – сказала она однажды, – это отнюдь не означает, что испытываю недомогание от того, что не снимаюсь. Я должна быть захвачена своей ролью. Мне нужно быть ею полностью поглощенной». А это значит, что она еще не раз удивит нас.

Александр БРАГИНСКИЙ

51

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+