Ниночка / Ninotchka (1939)
«Ниночка» и голливудские ведьмы // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 4. – С. 48-51.
«НИНОЧКА» и голливудские ведьмы
«Если бы не было «холодной войны», какой-нибудь сценарист из Голливуда обязательно бы ее придумал. В конце концов, что может быть лучшей драмой, чем две супердержавы, играющие глобальную игру, в которой на карту поставлена судьба всего мира. Кроме того, поскольку нацисты вышли из игры, кто-то должен был стать отрицательным героем, и этот «кто-то» заговорил с русским акцентом», – так писал в конце 1990 года один из ведущих американских киножурналов
«Premiere», поместив статью «Шпионы против шпионов» и любопытный исторический комментарий Кристин О’Нил. Обращение к «советской», а тем более «шпионской» теме столь солидного издания объяснимо. В то время как мы сами стыдливо стараемся забыть недавние массовые облавы на наших видеолюбителей, причисленных к идеологическим диверсантам, в это же самое время американские обозреватели воскрешают из забвения мрачные эпизоды гонения «на ведьм» во времена маккартизма. А именно, в октябре 1947 Рональд Рейган, (в последующем президент Ассоциации киноактеров – АКА – и президент США, подписавший беспрецедентный договор с СССР о ликвидации ракет средней и малой дальности), давал показания перед Комитетом палаты представителей по антиамериканской деятельности (КПАД). «Существо-
48
вала небольшая клика, – сказал Рейган, – которая постоянно противостояла решениям президиума ассоциации… Эту клику подозревали в том, что она в той или иной степени «придерживалась тактики коммунистической партии». Рейган советовал, чтобы «каждый член максимально эффективно сотрудничал с КПАД и предупредил, что АКА не будет защищать тех, кто этого не сделает».
После того, как Чарли Чаплин был вызван в КПАД, он послал телеграмму, в которой говорилось: «Я не коммунист, я также никогда не был членом никакой политической партии или организации в своей жизни». В сентябре 1952 года эта любимая кинозвезда, гражданин Великобритании был на пути в Лондон, и генеральный прокурор Джеймс П. Макгранери аннулировал его визу. Огорченный Чаплин переехал в Швейцарию и дал обет не возвращаться на родину. Приблизительно через 20 лет, в 1971 году, он вернулся, чтобы получить почетный приз – «Оскар». (Свое отношение к «охоте на ведьм» Чаплин блестяще выразил в поздней комедии «Король в Нью-Йорке», демонстрировавшейся в советском прокате).
Вице-президент Ассоциации кинорежиссеров Джон Хьюстон в 1947 году помог организовать комитет в защиту актеров Голливуда, представших перед КПАД. «Многие факты свидетельствуют о том, что Джон Хьюстон – это мозг коммунистической партии на Западе!» – утверждал реакционный обозреватель Франк Конифф. Хотя Хьюстона и не вызвали в суд для дачи показаний, он предпочел стать гражданином Ирландии и поселился там с семьей в 1953 году.
Бертольд Брехт, который приехал в США, скрываясь от нацистской тирании, был последним среди одиннадцати сценаристов и кинематографистов, представших перед комитетом в октябре 1947 года. Он отрицал свою принадлежность к коммунистической партии, затем немедленно покинул США и поселился в Восточной Германии, где жил до самой смерти в 1956 году. Другим, ставшим известными как голливудская «десятка», не так повезло: их штрафовали.
49
приговаривали к тюремному заключению, заносили в «черные списки».
Среди знаменитостей, которые приехали в Вашингтон в 1947 году выразить свою поддержку голливудской «десятке», был Хэмфри Богарт. Наиболее известные фильмы с его участием: «Касабланка», «Иметь или не иметь»1, «Мальтийский сокол», «Бурные двадцатые годы» – последний демонстрировался в советском прокате под названием «Судьба солдата в Америке». Но общественное настроение в США вскоре стало настолько нетерпимым, что Богарт отказался от всего этого. «Я не коммунист, – написал он в Нью-Йоркской газете «Дэйли миррор». – Я не симпатизирую коммунистам… Та поездка была совершена по глупому совету». Богарт дошел до того, что написал статью под названием «Я – не коммунист» для мартовского выпуска 1948 года журнала «Фотоплей», назвав себя «дураком» в своем отношении к «красным».
Сейчас эти факты американские кинокритики подают под модным соусом «перестройки», вспоминая к своей и американского кинематографа чести, что в истории кино США появлялись не только «плохие русские шпионы» но и симпатичные ребята из России, а уж русские девушки – о, это просто класс. Ведь еще в 1939 году, когда Иосиф Сталин правил Советским Союзом, как будто это был его собственный лагерь смерти, задолго до инцидента над Уралом с самолетом-разведчиком «У-2», Карибского кризиса, разрядки или гласности 80-х годов, Эрнст Любич снял одну из самых веселых и романтичных комедий Голливуда – историю повесы (Мелвин Дуглас), который пытается растопить лед вокруг сердца советской девушки (Грета Гарбо). Поначалу, шокированная западной роскошью. Ниночка – Гарбо (стереотип русской девушки с полным отсутствием чувства юмора) постепенно, но неуклонно влюбляется в славного «западного» парня: «Влюбленные всех стран, соединяйтесь!».
_______
1 – См. «Кинобестселлеры», стр. 18.
50
ФИЛЬМОГРАФИЯ
БЕГСТВО ИЗ КГБ (Escape from KGB), 1987, 99 мин. Режиссер Харальд Филлипс. В ролях: Томас Хантер, Мари Верами, Айвен Десны, Уолтер Барнс.
Дешевый, плохо смонтированный, безвкусный фильм, но зато какое название! Богатый плейбой, а на самом деле агент ЦРУ, направляется в Сибирь на космодром посмотреть, что там замышляют эти русские. Бездарно во всех отношениях.
ПРИКЛЮЧЕНИЕ НА ДЕЛОСЕ (The Delos Adventure), 1987, 98 мин. Режиссер Джозеф Пэрселл. В ролях: Роджер Керн, Дженни Нейман, Кэртвуд Смит, Кевин Брофи.
Ученые случайно обнаруживают на одном из островов Средиземного моря тайную советскую базу. Часть из них гибнет, часть захвачена в плен. Интересно, да? К сожалению, вынужден огорчить: неудачная игра актеров и слабый сценарий делают кар-
48
тину пустой тратой времени. Зато в картине неоправданно много обнаженной натуры, насилия и крови. Бр-р-р…
ОГНЕННЫЙ ЛИС (Firefox), 1982, 124 мин. Режиссер Клинт Иствуд. В ролях: Клинт Иствуд, Фредди Джонс, Дэвид Хаффмен, Уоррен Кларк, Рональд Лэйси, Стивен Шнейбл.
Клинт Иствуд, выступающий здесь и как режиссер, снимает
49
свои ковбойские доспехи, чтобы облачиться в костюм летчика. Его герой под видом бизнесмена отправляется в Москву, чтобы похитить советский сверхзвуковой истребитель последней модели. Несмотря на многообещающую завязку сюжета, увлекательного зрелища так и нс получилось. Один лишь Джонс был удостоен премии имени Чарльза Лаутона за эксцентрическое исполнение роли. Продолжительность первоначального варианта – 137 мин.
«Что наиболее интересно во всей этой ерунде, то что Иствуд-актер и Иствуд-режиссер почти не замечают друг друга».
Ричард Комбз, «МФБ».
«Невероятно длинный, неизменно скучный и даже недостаточно глупый, чтобы быть смешным, фильм».
«Санди Таймс».
ЧЕТВЕРТЫЙ ПРОТОКОЛ (The Fourth Protocol), 1987, 119 мин., Великобритания. Режиссер Джон Маккензи. В ролях: Майкл Кейн, Пирс Брос-нэн, Джоанна Кэссиди, Нед Битти, Бетси Брэнтли, Питер Картрайт, Дэвид Конвилл, Мэтт Фру эр. Рей Мак-Энелли, Ян Ричардсон, Энтон Роджерс.
Агент британской разведки (Майкл Кейн), подозревает, что
50
в Англию контрабандой должен поступить какой-то сверхважный груз. Его подозрения оправдываются: он узнает о планах советской разведки тайком доставить и взорвать около американской военно-воздушной базы атомную бомбу, что должно окончательно испортить отношения между союзниками (привычный сюжетный киноштамп, достаточно вспомнить хотя бы классического «Октопуси» или «Осьминожка» знаменитой «Бондианы»). Пирс Броснэн дает интересный портрет хладнокровного советского разведчика. Неплохой шпионский триллер.
ЗОЛОТАЯ ДЕВУШКА (Goldcngirl), 1979, 104 мин. Режиссер Джозеф Сарджент. В ролях: Сюзан Эптон, Курт Юргенс, Роберт Калп, Лесли Карон, Гарри Гардино, Джессика Уолтер.
Средний фильм с интересной судьбой. Член сборной США но легкой атлетике становится жертвой махинаций дельцов от спорта, которые, желая, чтобы она обязательно выиграла Олимпийские игры 1980 года в Москве (!), превращаю! ее в полуробота. Фильм был задуман как мини-серии для телевидения, но в связи с бойкотом США игр в Москве, вышел в усеченном варианте.
Телевариант фильма идет 117 мин.
ЗОЛОТОЕ МГНОВЕНИЕ: ОЛИМПИЙСКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ (The Golden Moment: An Olympic Love Story), 1980, 200 мин., ТВ. Режиссер Ричард Сарафиан. В ролях: Стефани Зимбалист. Дэвид Кит, Ричард Лоусон, Виктор Френч, Мерлин Олсен, Джей Пэлепс, Джеймс Эрл Джонс. Нэнси Марчэнд. Эд Мак-Махон, Саломи Дженс.
Еще один фильм – жертва американского бойкота московской олимпиады. Американский атлет влюбляется в красивую советскую гимнастку на играх в Москве. Как мы знаем, эта встреча так и не состоялась. Слабый сценарий губит картину с самого начала.
РОЖДЕННЫЕ АМЕРИКАНЦАМИ (Born American), 1986, 95 мин. США–Финляндия. Режиссер Рении Харлин. В ролях: Майк Норрис, Стив Дэ-рхэм, Дэвид Кобурн, Талмус Расу лала, Альберт Салми.
Вихри «холодной войны» все еще веют в этой дешевой, в прямом и переносном смысле, дурацкой картине, снятой в духе КРАСНОГО РАССВЕТА (Red Dawn). Трое друзей старшеклассников из США, проводящих свои школьные каникулы в Лапландии, случайно пересекают границу и оказываются на территории СССР, после чего с боями пробиваются обратно. Увлекательный сюжет и симпатичные герои не могут скрыть дурно пахнущего политического подтекста. Кстати, этот незначительный фильм попал в свое время на страницы газет только потому, что был запрещен к показу в Финляндии.
51
Добавить комментарий