Ночь и город / Night and the City (1950)

Ночь и город / Night and the City (1950): постерПолнометражный фильм.

Великобритания.

Продолжительность 101 минута.

Режиссёр Жюль Дассен.

Автор сценария Джо Айзингер по роману Джеральда Керша, соавторы (без указания в титрах) Остин Демпстер и Уильям Э. Уоттс.

Композиторы Бенджамен Фрэнкел (британская версия), Франц Уэксмэн (американская версия).

Оператор Мутц Гринбаум.

Жанр: криминальный фильм, нуар, спортивный фильм, триллер

Краткое содержание
Гарри Фабиан (Ричард Уидмарк), зарабатывающий на жизнь завлечением клиентов в лондонский ночной клуб, не оставляет надежды разбогатеть быстро и легко, ввязываясь в авантюру за авантюрой. Знакомство с Грегориусом Великим (Станислав Збышко), легендарным чемпионом по греко-римской борьбе, являющимся отцом Кристо (Герберт Лом) — теневого организатора состязаний по рестлингу, казалось бы, предоставляет Гарри такой шанс… Остаётся только найти первоначальный капитал.

Также в ролях: Джин Тирни (Мэри Бристол), Гуги Уизерс (Хелен Носсеросс), Хью Марлоу (Адам Данн), Фрэнсис Л. Салливан (Фил Носсеросс, владелец клуба Silver Fox), Майк Мазурки (Стрэнглер), Ада Рив (Молли).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.03.2013

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ночь и город / Night and the City (1950): кадр из фильма
Припёрт к стенке

Для английского писателя Дералда Керша «Ночь и город» /1938/, считающиеся продолжением романа «Мужчины такие пылкие» /1935/, оказались первым успешным произведением в долгой и плодотворной литературной карьере. В то время как экранизация книги, которую режиссёр, впрочем, намеренно не читал вплоть до окончания съёмок, вызвала плохо скрытое раздражение, послужив ещё одним, косвенным доводом в пользу обвинений Жюля Дассена в антиамериканской (шире – антизападной) деятельности. Сегодня это кажется смехотворным, но, если проникнуться своеобразной логикой сторонников «маккартизма», придётся признать, что на фоне его английской постановки даже прежние опыты в «чёрном фильме», тоже чуждые сантиментам и далеко не жизнеутверждающие, покажутся не столь безысходными. Вероятно, смущал и острокритический пафос, изобличающий дух безудержного, неуёмного предпринимательства, которым буквально одержим Фабиан. Адам Данн, респектабельный сосед Мэри, очень точно характеризует Гарри художником без искусства, который страдает, будучи не в силах найти способ самовыражения. А развязка блестяще доказывает, что подобные, с позволения сказать, артистические наклонности, выходящие из-под контроля в необузданном творческом порыве, могут обернуться трагедией не только для самого авантюриста…

Ночь и город / Night and the City (1950): кадр из фильма
Непристойное предложение…

«Ночь и город» мало соответствуют представлениям о классических нуарах. В картине нет частного сыщика или детектива полиции, расследующего запутанное (как правило, связанное с убийством) дело. Нет изощрённого преступления, тщательно планируемого, но всё равно оборачивающегося наказанием. Нет даже «роковых женщин»! Да и старомодные лондонские улицы, неузнаваемые в тусклом свете ночных огней, не похожи на привычные пейзажи Нью-Йорка, Чикаго или Сан-Франциско. И тем не менее внутреннее родство со славным жанром (или всё-таки направлением?) чувствуется без преувеличения в каждом кадре, равно как и в философии всей ленты. В конечном итоге Фабиан, с головой погрузившийся в суету сует и вертящийся, как уж на сковородке, тоже становится жертвой неумолимого рока, который, безусловно, не может позволить выкрутиться невольному виновнику нескольких загубленных судеб. Эпизод, когда взбешённый Стрэнглер (псевдоним означает ‘дроссель’), сломав кисть Николасу из Афин, пытается отыграться ещё и на его пожилом наставнике Грегориусе, который, впрочем, тоже не лыком шит1, достигает немыслимого драматизма. Но даже это, казалось бы, спонтанное развитие событий воспринимается воздаянием за пересечение Гарри (как и Родионом Раскольниковым, решившимся на смертоубийство) незримой нравственной грани – за циничное присвоение денег, скопленных Мэри. «Ночь и город» отмечен редкостной аутентичностью в воссоздании атмосферы ночной столицы, знакомя с бытованием владельцев увеселительных заведений, напоминающих притоны, разного рода жуликов, торговцев сомнительным товаром и дельцов, наживающихся (в духе брехтовского Джонатана Пичема) на нищих, снабжаемых лохмотьями и отправляемых просить милостыню на тротуар. Но и этот обжигающий реализм, влияние которого при желании можно проследить в творчестве признанных кинематографистов (например, Мартина Скорсезе), затмевает ощущение морального беспокойства – тревоги за человека, хотя бы перед гибелью принимающего на себя ответственность за совершённые поступки, стремящегося загладить вину. Одна из лучших ролей Ричарда Уидмарка, чьё достижение будет непросто повторить и самому Роберту Де Ниро в более легковесной (по сути, трагикомической) повторной адаптации книги!

.

__________
1 – Роль исполнил знаменитый польский борец Станислав Збышко, доказавший: есть ещё порох в пороховницах.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Повторная экранизация:
Ночь и город / Night and the City (1992)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+