Ночь святого Лоренцо / La notte di San Lorenzo (1982)

Ночь святого Лоренцо / La notte di San Lorenzo (1982): постерПолнометражный фильм (премии «Давид ди Донателло», итальянский «Золотой глобус»).

Другие названия: «Ночь святого Лаврентия» (вариант перевода названия), «Ночь святого Лоренцо» / «The Night of San Lorenzo», «Ночь падающих звёзд» / «The Night of the Shooting Stars» (международные англоязычные названия).

Италия.

Продолжительность 107 минут.

Режиссёры Паоло Тавиани, Витторио Тавиани (Большой приз жюри и премия экуменического жюри Каннского МКФ, две премии «Давид ди Донателло»).

Авторы сценария Паоло Тавиани, Витторио Тавиани (номинация на «Давид ди Донателло»), Джулиани Г. Де Негри при участии Тонино Гуэрры.

Композитор Никола Пьовани (номинация на «Давид ди Донателло»).

Оператор Франко Ди Джакомо (премия «Давид ди Донателло»).

Также премии «Давид ди Донателло» получили: Джулиани Г. Де Негри (продюсер), Роберто Перпиньяни (монтаж).

Также на «Давид ди Донателло» номинировались: Лина Нерли Тавиани (художник по костюмам), Джанни Сбарра (художник-постановщик).

Жанр: драма, кинофантазия, мелодрама, военный фильм

Краткое содержание
Летом 1944-го года по итальянскому городку Сан-Мартино проносится слух о приближении американских войск. Немецкое командование, заручившись согласием местного епископа (Джорджо Надди), приказывает населению собраться в здании церкви, поскольку многие дома будут взорваны. Гальвано (Омеро Антонутти), пользующийся авторитетом у земляков, предлагает тайно покинуть населённый пункт и направиться навстречу союзникам. Часть людей соглашается, даже понимая, что путь предстоит чрезвычайно опасный…

Также в ролях: Маргарита Лозано (Кончетта), Клаудио Бигальи (Коррадо), Мириам Гвиделли (Белиндия), Массимо Бонетти (Никола), Энрика Мария Модуньо (Мара), Сабина Ваннуччи (Розанна), Рената Дзаменго (Скардильи), Микол Гвиделли (Чечилия), Массимо Саркьелли (отец Мармуджи), Джованни Гвиделли (Мармуджи-младший), Миколь Гвиделли (Сесилия), Норма Мартелли (Ивана, номинация на «Давид ди Донателло»).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.02.2022

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ночь святого Лоренцо / La notte di San Lorenzo (1982): кадр из фильма
Гражданская война в Италии

Витторио появился на свет в 1929-м году, Паоло – в 1931-м. Соответственно, Тавиани стали непосредственными очевидцами и участниками событий, имевших место в родном городке Сан-Миниато. Кроме того, отец братьев, юрист по профессии, работал в составе первой комиссии, занимавшейся расследованием обстоятельств массового убийства. Впечатления оказались настолько сильными, что будущие признанные мастера начали освоение премудростей кинематографической специальности с освещения именно этого исторического эпизода – в короткометражном (по сути, ещё любительском) документальном фильме «Сан-Миниато, июль 44-го» /1954/. Вне всякого сомнения, было неизбежным и повторное обращение к теме, по-прежнему вызывавшей у жителей коммуны бурную и неоднозначную реакцию, что заставило скорректировать ряд важных деталей. Режиссёры не рискнули снимать в интерьерах того самого собора, где прогремел взрыв (съёмки проводились в Эмполи, в коллегиальной церкви святого апостола Андрея), да и название населённого пункта решили от греха подальше поменять на вымышленное – Сан-Мартино. Своеобразным альтер эго авторов выступает (и попутно исполняет функции рассказчика-повествователя) повзрослевшая Сесилия, которая взялась с чувством поведать маленькому ребёнку о том, что произошло давным-давно.

Ночь святого Лоренцо / La notte di San Lorenzo (1982): кадр из фильма
Юная рассказчица

Время действия Тавиани перенесли на первую половину августа, когда (10-го числа месяца) католики традиционно отмечают день святого Лаврентия1. В народе существует поверье, что, если ночью накануне увидеть падающую звезду и загадать желание, оно непременно исполнится. Однако реальность преподносит куда как неприятные сюрпризы! И ведь не сказать, что Гальвано поступил опрометчиво, подбив достаточно много земляков (включая немолодых женщин и детей) не дожидаться покорно своей участи, а направиться пешком к союзникам, о факте стремительного приближения которых свидетельствуют отголоски грохота канонады. Епископ наверняка до гробовой доски будет корить себя за то, что поверил нацистскому командованию и убедил паству искать прибежище под крышей храма. И в общем-то неважно, что взорвалась, как впоследствии выяснилось, не немецкая, а американская бомба (о чём в картине тактично умалчивается) – взорвалась по чистой случайности… Драматизм обстановки заключается в том, что на землях Италии к тому моменту полыхнул пожар широкомасштабной гражданской войны, в которой те, кто сохранили верность провозглашённым Муссолини идеалам и не пожелали снимать чёрные рубашки, подчас проявляли по отношению к соотечественникам больше жестокости, чем гитлеровские солдаты. Особенно выразителен в данном отношении образ фашиствующего подростка, старающегося доказать папе-фанатику, что замечательно усвоил уроки ненависти к врагам дуче. Кульминация, когда на пшеничном поле разгорается перестрелка, унёсшая десятки жизней, исчерпывающе передаёт трагизм ситуации – ужас с привкусом горького абсурда.

Ночь святого Лоренцо / La notte di San Lorenzo (1982): кадр из фильма
Сила воображения

Выбранная Тавиани манера повествования позволила, не отклоняясь от ключевых исторических фактов, органично привнести фантазийные, мифологические, почти сказочные элементы. В горячке вооружённого противостояния Сесилии чудится, что фашист, пристреливший старика и раненый партизаном, опускается на колени замертво, пронзённый тучей копий, пущенных бравыми римскими легионерами. И даже встречу девочек с двумя весёлыми бойцами из-за океана взрослые поначалу склонны принять за плод расшалившегося воображения. Паоло и Витторио, недаром привлёкшие к работе над сценарием Тонино Гуэрру, славившегося редкостным поэтическим даром, истово верят, что реальность таит массу необыкновенного, поразительного, волшебного. Никакая людская злоба, никакое изуверство, никакие козни Рока не способны уничтожить на корню чудо, явленное человеку великодушной природой. Мало того, иногда случается, что стечение обстоятельств, принёсшее столько горя и страданий, одаривает шансом сделать так, как следовало поступить много лет назад. Финал пронизан светлым, приподнятым настроением, воспевая всё-таки неистребимое витальное начало, присущее народу. «Ночь святого Лоренцо», разумеется, не могла остаться незамеченной в конкурсе престижного Каннского международного кинофестиваля, хотя «Золотую пальмовую ветвь» жюри и присудило – поровну – двум другим, тоже политически острым постановкам: «Дороге» /1982/ и «Пропавшему без вести» /1982/. Фильм является если и не лучшим, то, возможно, наиболее признанным произведением в творчестве братьев.

.

__________
1 – Имеется в виду архидиакон Лаврентий Римский; в устоявшемся у нас переводе оригинального заголовка используется итальянская версия имени – Лоренцо.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Плахов Андрей. Человек в многолюдном мире // Ровесник. – 1983, № 07. – С. 22-24.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+