Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968)

Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Фильм о монстрах» / «Monster Flick» (США: рабочее название), «Ночь Анубиса» / «Night of Anubis» (США: рабочее название), «Ночь пожирателей плоти» / «Night of the Flesh Eaters» (США: рабочее название), «Смешной трек: Ночь живых мертвецов» / «Laugh Track: Night of the Living Dead» (переозвученная смешная версия).

США.

Продолжительность 96 минут.

Режиссёр Джордж Э. Ромеро.

Авторы сценария Джордж Э. Ромеро, Джон Э. Руссо.

Оператор Джордж Э. Ромеро (без указания в титрах).

Жанр: фильм ужасов

Краткое содержание
Барбра (Джудит О’Деа) и Джонни (Рассел Страйнер), приехавшие на кладбище, чтобы навестить могилу отца, подвергаются нападению со стороны человека (Билл Хинцман), ведущего себя агрессивно и крайне странно. Девушке, в отличие от брата, удаётся сбежать и найти убежище в расположенном неподалёку домике, куда вскоре также приходит темнокожий парень по имени Бен (Дуэйн Джонс). Однако страшные и необъяснимые события только начинаются: людям предстоит пережить ночь живых мертвецов — пожирателей плоти.

Также в ролях: Карл Хардман (Гарри), Мэрилин Истман (Хелен), Кит Уэйн (Том), Джудит Ридли (Джуди), Кира Шон (Карен Купер), Чарльз Крейг (диктор / зомби), в эпизодах Джордж Э. Ромеро (вашингтонский репортёр, без указания в титрах), Джон Э. Руссо (вашингтонский военный репортёр, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.10.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968): кадр из фильма
Идут-бредут мертвецы

События фильма начинаются ближе к вечеру 30-го апреля 1967-го года, а завершаются – на следующее утро. Немаловажная деталь, которая может ускользнуть при просмотре, является дополнительной характеристикой творческой методы режиссёра, на тот момент имевшего за плечами лишь опыт съёмок любительской короткометражки. Это объясняется не только практическими соображениями, в первую очередь – финансовыми ограничениями. Нужно было искренне верить в успех мероприятия, чтобы вложить собственные средства, а затем – убеждать частных инвесторов (если подобное выражение прозвучит не слишком громко!) поучаствовать в реализации проекта деньгами или имуществом. Таким нехитрым способом Джорджу Э. Ромеро и Джону Э. Руссо (между прочим, выступившим первопроходцами в Питтсбурге, штат Пенсильвания, прежде не привлекавшем кинематографистов) удалось сверстать скромный бюджет в $114 тыс., который обеспечил огромную1 прибыль. Правда, самим создателям одного из крупнейших кинохитов периода заката драйв-инов, подписавшим невыгодный контракт с Walter Reade Organization и, кроме того, не успевшим подать заявку на закрепление авторских прав (в итоге картина попала в общественное достояние), досталась незначительная сумма… Другое дело, что за постановщиком почти сразу закрепилась репутация одного из крупнейших реформаторов хоррора, чему способствовали и сопутствующие скандалы – вроде обвинений со стороны христианских сообществ в скрытом сатанизме, якобы вдохновившем на отвратительные кадры (безудержного пожирания человеческой плоти и нападения девочки, превратившейся в зомби, на свою мать). Со временем тем более не возникает сомнений в том, что «Ночь живых мертвецов» – шедевр кинематографического минимализма. Произведение, практически идеально отвечающее требованиям теории классицизма о единстве места, времени и действия. С тем существенным дополнением, что на смену дню пришла ночь… Что символично само по себе.

Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968): кадр из фильма
В доме от них не укрыться

По свидетельству очевидцев, чёрно-белая, преимущественно камерная картина производила шоковое впечатление даже на поклонников страшных и научно-фантастических B-Movies, индустрия которых существовала словно независимо от Голливуда, а компания-дистрибьютор заявила (хотя и не впервые в истории рекламного дела) об оформлении страховки на $50 тысяч на случай, если кто-то из зрителей умрёт на сеансе от сердечного приступа. Режиссёр упоминал о значительном влиянии на замысел одного из подобных произведений – «Карнавала душ» /1962/ Херка Харви. А между тем ближайшим аналогом ленты являются, на мой взгляд, «Птицы» /1963/. Причём история нескольких простых американцев, яростно отбивающихся от нескончаемых атак полчищ – вместо взбесившихся пернатых – зомби (правда, пугающее слово в диалогах намеренно не произносится), кажется отчасти полемичной по отношению к мрачному и загадочному хичкоковскому шедевру. В дополнение к возросшему, местами подчёркиваемому натурализму2 версия Ромеро является более, так сказать, прозаичной и рационалистичной, намного лучше отвечая распространённым представлениям о том, каким может стать конец света. Именно конец света, то есть – царство наступившей тьмы, пришествие вечной ночи. Впрочем, космическая угроза упоминается лишь мимоходом и звучит не слишком правдоподобно, поневоле порождая сомнения: а не является ли озвученная учёными и генералитетом в телеэфире гипотеза о таинственной радиации венерианского происхождения попыткой скрыть истинное положение вещей? Например, утаить плачевные результаты научных экспериментов?.. По мере развития событий акцент смещается в другую – социальную – плоскость.

Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968): кадр из фильма
Тяжёлая ночка!

Возможно, самое ценное и впечатляющее в фильме – аутентичная, зафиксированная чуть ли не с хроникальной точностью реакция рядовых обывателей на ситуацию апокалипсического толка. Игра малоизвестных исполнителей (набранных в основном из актёров местных театров), изображающих тех, кому удалось укрыться в доме, отличается неожиданной психологической глубиной. Можно спорить, способствует ли возникновению антирасистского подтекста тот факт, что именно Бен выступает неформальным лидером стихийно сложившейся группы – и что его равнодушно, совершенно механически убивают в финале: режиссёр, как известно, настаивал, что не подразумевал ничего подобного и что в приглашении Дуэйна Джонсона не было особого умысла. Бесспорно другое. Картина устранения последствий, когда вовсю красуется звериное мурло мещанина, вооружённого карабинами и револьверами, методично отстреливающего всех, от кого потенциально исходит риск, покажется, право, пострашнее предшествующей ночки! Каково человеку, выжившему в сущем кошмаре, сумевшему уцелеть среди адовых созданий, которого отправляет на тот свет себе подобный?! Это как если б бдительным гражданам, «доблестно» защитившим американский образ жизни от парочки «беспечных ездоков», власти официально предоставили неограниченную свободу действий – и те объединились с сотнями единомышленников.

.

__________
1 – Кассовые сборы в национальном прокате оцениваются в $12-15 млн., общемировые – в $30 млн.
2 – Статисты шутили, что потребили так много шоколадного сиропа Bosco, имитировавшего кровь, что выглядели бледными и больными безо всякого грима.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Римейк:
Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1990)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+