Новые приключения янки при дворе короля Артура / Novye priklyucheniya yanki pri dvore korolya Artura (1988)
«Дело билось о края…» // Экран детям. – 1991, № 3. – С. 10-11.
«Дело билось о края…»
КИНО ВПЕРВЫЕ И ВСЕГДА
Я своё заброшу дело,
Я пойду куда давно
Я уже пойти хотела –
В престарелое кино…
Живёт в Москве поэт. Свои стихи поёт как песни. И песни эти чудесны. В них особый мир. Он сказочен и печален, разноцветен и пронзителен. Так бывает всегда, когда открываешь сам себя, точнее – самого себя. Вот и у этого поэта есть песня «Я сама себе открыла». Догадались? Верно – Вероника Долина. Мы попросили её рассказать о детских киновпечатлениях. И вот поэт вспоминает, возникают образы от стихов-песен.
Ничего не помню больше –
Нет и не было покоя,
Детство билось о края.
– Няня, что это такое?
– Детка, что ж это такое?
Это – Сретенка твоя.
– До семи лет я жила па Сретенке, и ближайшим оказывался уютный кинотеатр «Уран». Давно его закрыли, но помню, как папа кормил меня в тёмном зале мандаринами, а на экране вышагивал великан Гулливер. За углом от бывшего «Урана» и по сей день трудится старенький «Форум». Там в моих детских воспоминаниях живет чешский фильм о бравом солдате Швейке. Сказки в те годы сходили ко мне и с экрана, и из толстых уютных книжек.
Я развлечь вас постараюсь
Старомодной пасторалью.
От немецкой сказки в детской
Веет пылью и теплом.
Кто-то их опять читает
И страницы не считает,
И незримы, братья Гриммы
Проплывают за стеклом.
– Потом мы переехали на Сокол. Отрочество – конец 60-х, кинотеатры «Ленинград» и Дружба». Но вот в чём дело: я не киноман. Девочкой любила театр, хотела стать актрисой, а кино… Это, как у всех. Тогда шла волна любви к польским картинам. Я застала её на излёте лентой о польском Штирлице, которого играл Станислав Микульский. И устоять перед обаянием этого актёра было невозможно.
Детективы, захватывающее кино – это всё моё. Помню, была в юности очаровала опять же польским фильмом «Рукопись, найденная в Сарагоссе». Ну а когда пошел бессмертный французский «Фанфан-Тюльпан», то в школе случился капитальный прогул.
Вот я – сутулая, чумазая.
За сверстницами не поспевшая.
Как юный суслик, черноглазая.
Как старый ослик, поседевшая.
Давай считать моё батрачество
За баловство и за лихачество.
Лохань стихов – лохань белья,
Лихая линия моя…
– Вообще-то я училась прилежно, но вот в восьмом классе повидалась пропускать денёчек в неделю – садилась на автобус и ехала несколько остановок до кинотеатра Динамо». С ним у меня связана многолетняя привязанность к романтическому румынскому фильму, замаскированному под неприметное название «Всего один месяц». Там лишь два действующих лица: он и она. Ну, и конечно, — любовь.
А вот ещё история
В своё время я пропустила всеми восхваляемый французский фильм «Мужчина и женщина». Осилила его совсем недавно. Увы, это оказалась мелодрама, а жанр сей для меня не приемлем.
Мне сын рассказывает сон:
Там серый ослик, старый слон
И мотылёк – цветной флажок,
Который крылышки обжёг…
Мне сын рассказывает сон.
Мне, слава богу, верит он!
Я растолкую и пойму,
Зачем приснился сон ему.
– Из того, что любят смотреть мои близкие, многое совпадает: страстно любят детективы, романтические фильмы, серьёзное, психологическое кино. Не так давно ходила я со своими детьми на фильм Марка Захарова по пьесе Евгения Шварца «Убить дракона». Ну, к этому мой дом был подготовлен. Пьесу знают у нас наизусть, фильм блестящий, и мы боготворим Олега Ивановича Янковского.
Играйте все этюды Черни!
И никакой на свете скверне
На ваших пальцах – не бывать.
Все десять заняты этюдам,
На вид трудом, по сути – чудом,
Не будем это забывать!
А звук прелюдий Майкопара!
А смены холода и жара,
Которых стоил мне урок!
И как тогда мне игралось,
10
Откуда что бралось и бралось?
Какой во мне, безрукой, прок?
– Но ведь кино – это и кинопесня. В юности моей там царствовали Булат Окуджава и Юлий Ким. Бели же говорить о зарубежном кинематографе, то были, конечно, «Шербургские зонтики», которые «прокололи» насквозь (хоть это и мелодрама!).
Сама пишу для кино чуть-чуть. Был такой фильм на Одесской киностудии «Свадебный подарок». Там несколько моих песен. Правда, чужими устами поются и с подправленным текстом. Была там, кстати, песня «То ли кошка, то ли птица». Про молодую метущуюся женщину, которая вскакивает на подоконник и тютю… То ли улетела, то ли выпрыгнула – понимай, как хочешь. Потом был очень славный фильм, который делал мой товарищ – режиссёр Павел Чухрай, «Клетка для канареек». Эта картина вся в моей тональности, я её очень люблю и горжусь, что поработала для неё. А однажды пригласили на студию Довженко писать песни к фильму «Новые приключения явки при дворе короля Артура». Я кинулась бегом, потому что это, во-первых, сказка. Во-вторых, с юмором. В-третьих, на современный зад. Сочинилось штук двенадцать песен, но, увы, взяли только четыре. Зато включили другие виды музыки: классику, стилизованное средневековье… Жаль только, что фильм вышел плачевным. В него заложили антиамериканскую идею, я пыталась что-то внушить режиссёру, но тщетно. И мне жаль своих усилий. Ещё написала песенку для телефильма «Когда мне будет 54 года». Понравился сценарий. Это о крушении иллюзий поколения шестидесятых годов. Недавно отнесла десять песен режиссёру картины «Эмигранты» Сергею Стародубцеву. Вообще раньше я была наполнена хорошим зарядом для творчества в кинематографе, могла много больше сделать, но, очевидно, «невезучка», как сказали бы читатели вашего журнала.
Ты полетишь над домой и над дымом.
Ты полетишь над Прагой и над Тимом.
И тот еще окажется счастливым,
Кто издали приметит твой полет…
Пусть в комнатке твоей сегодня душно,
Запомни — ты прекрасна, ты воздушна,
Ты только струям воздуха послушна –
Не бойся, всё с тобой произойдет!
Рассказ и отрывки из песен Вероники Аркадьевны Долиной записали Маша и Веня Школьник
11
Добавить комментарий