Нью-Джек-Сити / New Jack City (1991)

Самсонов Георгий. Уэсли Снайпс: чёрный король боевика // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 30. – С. 10-16.

Уэсли Снайпс: чёрный король боевика

Когда перебираешь в памяти персонажи, сыгранные Уэсли Снайпсом, перед глазами встают совершенно разные люди: забавные чудаки и пройдохи, неуязвимые смельчаки, способные противостоять толпе бандитов, и, конечно же, дьяволы во плоти, от которых мурашки пробегают по тепу. И все это – Уэсли Снайпс, черный король боевика, умело скрывающий за маской придурковатого шута или беспощадного элодея трогательный лиризм и необычайную одухотворенность, те неотъемлемые качества большого актера.

Уэсли Снайпс (настоящее имя – Уэб Смит) родился 31 июля 1962 года в Орландо, штат Флорида. Свою юность он провел в Южном Бронксе, негритянском районе Нью-Йорка, что, впрочем, не помешало ему поступить в престижную Школу исполнительского искусства, известную многим по фильму Алана Паркера «Слава», После двух лет учебы он вернулся на родину в Орландо и там, получив среднее образование, сразу же поступил в бродячий кукольный театр, с которым объездил всю страну, выступая в школах и парках. Вернувшись в Нью-Йорк в 1980 году, Снайпс поступил в театральную школу «Suny-

10

«Suny-Purchase» и после ее окончания сыграл несколько ролей на Бродвее и в других театрах.

В 1984 году молодой актер дебютировал на телевидении в сериале «Полиция нравов Майами» с Доном Джонсоном, а также в кино: эпизодическая роль в фильме о зарождении брейкдэнса и рэппа – «Бит стрит». Любопытно, что американские кинематографисты заметили Снайпса не на большом экране, а в трехминутном видеоклипе Майкла Джексона «Плохой» (Bad), где его персонаж – предводитель банды, – направив указательный палец прямо в лицо певца, вызывающе спрашивает у того: «Ты действительно плохой?» Барри Майкл Купер, сценарист фильма «Нью-Джек сити», в котором Снайпс впоследствии блестяще сыграет главную роль, признался, что, увидев предельно реалистичную игру актера в этом клипе, решил, что режиссер Мартин Скорсезе просто взял парня с улицы.

Великолепная спортивная подготовка Уэсли Снайпса помогла ему получить маленькую роль футболиста в ленте «Дикие кошки» с Голди Хоун, сняться уже в одной из главных ролей в фильме с Клаусом-Марией Брандауэром «Улицы из золота», где он создал довольно яркий образ молодого и честолюбивого боксера, а также убедительно сыграть бейсболиста в комедии «Высшая лига» с Томом Беренджером и Чарли Шином.

В 1989 году, снявшись в телефильме «Рассказы о войне во Вьетнаме», Снайпс был удостоен телевизионной премии «Cable Асе» за лучшую мужскую роль.

12

Следует ли считать случайным совпадением или закономерным явлением тот факт, что с наступлением 90-х годов Уэсли Снайпс снимается подряд в семи картинах, которые становятся заметными событиями не только в американской, но и мировой киножизни? Одно мне ясно наверняка – актеру удалось сбросить с себя тяжелое бремя типажных ролей и заслужить, наконец, право играть то, на что достоин его многогранный талант.

Колоритный персонаж -саксофонист — в ленте Спайка Ли «Больше хороших блюзов» положил начало целой галерее многочисленных образов, созданных Снайпсом всего за три года. И в этом ряду особо выделяется его первый злодей из гангстерского фильма «Нью-Джек сити». Герой Снайпса, хитрый и безжалостный наркоделец Нино Браун, путем истребления итальянской оппозиции стремится построить собственную империю и в результате стать королем Нью-Йорка. Однако он совсем не похож на довольно скучных, стандартно-киношных «крестных отцов». Главарь наркомафии в исполнении Снайпса не просто олицетворение зла, это страстный и увлеченный человек, наделенный острым умом и сообразительностью, не упускающий также возможности хорошо повеселиться. Интересно, что за два года до этой картины Снайпс снялся в другой гангстерской ленте «Король Нью-Йорка», где его персонаж находился по ту сторону баррикад: актер играл полицейского, пытающегося ликвидировать преступную сеть.

И, безусловно, большим откровением для зрителей и критиков стало появление Снайпса (сразу после «Нью-Джек-сити») в мелодраме Спайка Ли «Лихорадка джунглей». По сравнению с Нино Брауном персонаж Снайпса в этой картине выглядит просто невинной овечкой. Флиппер Пьюрифай, преуспевающий архитектор и примерный семьянин, затевает служебный роман с белой женщиной (Аннабелла Шиорра). Для Флиппера она представляет собой идеализированную мечту афроамериканца, некую составляющую формулы успеха. Эта роль помогла открыть в актерском даровании Уэсли Снайпса новые лирические интонации и психологическую

13

глубину. Межрасовая тема фильма привлекла огромное внимание прессы, в результате чего фотография Снайпса с Шиоррой появилась на обложке «Ньюсуика». А на Каннском кинофестивале актер был удостоен премии за лучшую мужскую роль.

Доброжелательную оценку критики получили и две последующие картины с участием Снайпса: драма «Танец на воде», где он достоверно сыграл калеку, прикованного к инвалидному креслу, и спортивная комедия «Белые прыгать не умеют», в которой актер продемонстрировал не только завидные способности баскетболиста, но и незаурядный дар комика.

Став «57-м пассажиром», Уэсли Снайпс совершил невероятное. Выражаясь языком метафор, он лихо вскочил на подножку мчавшегося на полных парах голливудского экспресса и уже с утроенной скоростью устремился к всемирной славе кинозвезды. Беспроигрышными козырями этого темнокожего актера стали его уникальные природные качества, свойственные, впрочем, многим этническим собратьям Снайпса. И, в первую очередь, это – его непостижимая кошачья пластика, наверняка вызывающая слезы зависти у погрузневших и отяжелевших экс-королей боевика: С. Сталлоне, Б. Уиллиса, А. Шварценеггера, С. Сигала. И в этом плане символичными стали название и сюжет картины Снайпса «Белые прыгать не умеют», где его герой, виртуозный баскетболист-любитель, убедительно доказывал преимущества темнокожих спортсменов перед белыми.

Ну и, безусловно, апофеозом такого противостояния явилась очная схватка двух королей экранных поединков: белого С, Сталлоне) и черного (У. Снайпс) в фильме «Разрушитель». И хотя в этой довольно слабой ленте Снайпсу пришлось создавать чересчур утрированный образ беспощадного и неуязвимого злодея, ему, без сомнений, удалось переплюнуть Сталлоне не только в физическом плаке, но и в актерском. Во всяком случав все самые зрелищные

14

и запоминающиеся сцены в «Разрушителе» – с участием Снайпса.

В лице Уэсли Снайпса многие, казалось, недосягаемые авторитеты Голливуда получили грозного и опасного конкурента, В первоначальном сценарии «Восходящего солнца» персонаж Снайпса был белым полицейским, но талант темнокожего актера и его быстро растущая популярность, видимо, заставили создателей ленты внести в сценарий коренные изменения. И нужно сказать, Уэспи стал достойным партнером Шона Коннери, добавив в картину и некоторую долю юмора и так недостающий ей динамизм.

На главную роль десантника в новом приключенческом боевике Джона Бэдэма «Зона выброски» Уэсли Снайпс был выбран вместо другого ветерана экранных мордобитий Стивена Сигала. Видимо, руководство «Парамаунта» вовремя сообразило, что парашют вряд ли выдержит разжиревшего Нико. Красноречивей любых похвал сумма гонорара Снайпса за эту картину: 7 млн. долларов (за предыдущий фильм «Сахарный холм» он получил 5,7). Темнокожий актер стремительно приближается к голливудской киноэлите, к когорте самых высокооплачиваемых звезд, среди которых по-прежнему держится и его этнический собрат Эдди Мерфи, чья лебединая песня, увы, уже давно спета, несмотря на пятнадцати миллионный гонорар за «Полицейского из Беверли Хилз-3».

15

Думаю, что все же главным отличием Снайпса от всех его коллег по жанру, какого бы цвета кожи они не были, являются не превосходные физические данные, а в первую очередь, актерское дарование. Именно этот, один из важнейших элементов драматического искусства – наиболее уязвимое место большинства актеров-спортсменов, снимающихся в кино.

Благодаря профессиональной подготовке и природному таланту, Уэсли Снайпс за рекордно короткий период стал одним из ведущих актеров Голливуда и общепризнанным «черным королем боевика». Почти в каждом новом фильме ему удается предстать перед зрителем в несколько ином качестве и вновь, в который раз, удивить своих поклонников и даже недоброжелателей.

Спрос на Снайпса растет с искрометной скоростью, так же как и его гонорары. Этот аспект немало волнует актера, поскольку он собирается открыть Школу искусств и науки для тех, кто необычайно одарен, но не имеет возможности реализовать свой талант. Не будем забывать о том, что Уэсли Снайпс достаточно молод и его актерская зрелость еще впереди. И кто знает, какие сюрпризы нам от него ждать.

Георгий САМСОНОВ

16

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+