Обитель зла / Resident Evil (2002)

Обитель зла / Resident Evil (2002): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Неотъемлемое зло» / «Непобедимое зло» (Россия: варианты перевода).

Великобритания, ФРГ, Франция, США.

Продолжительность 100 минут.

Режиссёр Пол У.С. Андерсон.

Автор сценария Пол У.С. Андерсон.

Композиторы Марко Белтрами, Мэрилин Мэнсон.

Оператор Дэвид Джонсон.

Жанр: фильм действия, фильм ужасов, научная фантастика

Краткое содержание
Элис (Мила Йовович) приходит в себя, ничего не помня, в пустующем особняке, в котором, наспех проведя осмотр, находит неизвестного человека (Эрик Мэбиус), являющегося, как вскоре выяснится, Мэттом Эддисоном — полицейским из Раккун-сити. В дом врывается отряд спецназа, работающий на Umbrella Corporation. Элис и Мэтта принуждают направиться в «Муравейник» — подземную лабораторию корпорации, расположенную под городом и управляемую компьютером, известным под наименованием «Красная королева».

Также в ролях: Колин Сэлмон (Джеймс «Уан» Шейд), Мишель Родригес (Рейн Окампо), Джеймс Пьюрфой (Спенс Паркс), Мартин Крюз (Чэд Каплан), в эпизодах Джеймс Айзекс (рассказчик-повествователь / учёный, озв.), Джереми Болт (зомби).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.06.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Обитель зла / Resident Evil (2002): кадр из фильма
Элис разозлилась

Сразу же приходит в голову мысль, что после коммерческого и художественного фиаско предыдущей ленты Пол У.С. Андерсон решил не рисковать, взявшись за постановку фильма по одноимённой серии видеоигр – по примеру собственной дебютной постановки («Смертельная битва» /1995/). Особо дотошные поклонники отметили скрупулёзность подхода кинематографистов, выделив как переклички с первоисточником, так и принципиальные несоответствия – вроде того обстоятельства, что Раккун-сити превратился из провинциального городка в мегаполис. А между тем «Обитель зла», встреченная публикой крайне заинтересованно1, оказалась гораздо ближе к лучшей работе талантливого кинематографиста, «Сквозь горизонт» /1997/ – изощрённому гибриду научной фантастики и фильма ужасов. И не только лишь по той причине, что является пограничной в жанровом отношении.

Обитель зла / Resident Evil (2002): кадр из фильма
Сам погибай, а товарища выручай!

Первую версию сценария написал легендарный Джордж Э. Ромеро, создатель классической трилогии про живых мертвецов, понадеявшийся, вероятно, что повторное (правда, с новыми техническими возможностями) обращение к принёсшей признание тематике поможет реанимировать режиссёрскую карьеру. Разногласия с продюсерами заставили мэтра выйти из проекта и в конечном итоге – вернуться к собственному циклу, который коллега помоложе, к слову, с благоговением (и толикой иронии) цитирует по ходу развития событий. Андерсон же, изрядно разочаровавшийся в совместной работе с голливудскими «мейджорами» и получивший, надо полагать, больше творческой свободы от европейских студий, закручивает интригу максимально изощрённо и изобретательно. Вместо беснующихся от заката до рассвета вампиров героям внезапно (внезапно!) приходится отражать нападения полчищ плотоядных зомби, а лабиринты «Муравейника» могут отдалённо2 напомнить устройство гигантского Куба, но… есть все основания полагать, что усвоением находок современников (от Роберта Родригеса до канадца Винченцо Нэтали) автор не ограничился. Логика развёртывания сюжета неоднократно заставляет вспомнить о достижениях европейского киноавангарда 1960-х годов (в частности, работы Алена Рене, Алена Роб-Грийе), продемонстрировавшего выразительность геометрически выверенного изобразительного решения и ассоциативного изложения экранных событий – посредством изысканных «флэшбеков» и «флэшфорвардов». Кажущаяся мешанина приёмов и знакомых мотивов неожиданно позволяет получить немалое эстетическое удовольствие от действа, одновременно эффектного и – далеко не глупого. Зрителя ждут не меньшие сюрпризы, чем Элис, страдающую амнезией и по крупицам восстанавливающую, точно огромную мозаику, картину прошлого, всякий раз узнавая новые, зачастую малоприятные вещи о себе лично.

Обитель зла / Resident Evil (2002): кадр из фильма
То самое зло…

Затяжной поединок человека с порождением собственной мысли – разумной машиной, вышедшей из-под контроля и не могущей позволить себя деактивировать (убить?), на поверку приносит не пользу, а непоправимый вред. Причина странного феномена – наличия признаков жизни (более того, крайне агрессивное поведение, направленное на утоление важнейшего инстинкта), подаваемых людьми после физической гибели – получает научное объяснение: действие Т-вируса. А засекреченные эксперименты, проводимые по заказу мегакорпорации глубоко под землёй, неотвратимо приведут к глобальной катастрофе, ибо, как гласит народная мудрость, раз в год и палка стреляет. Режиссёр, кажется, специально по максимуму насыщает повествование расхожими мотивами, сущими тематическими штампами, обращаясь с ними примерно так же, как некогда поступал Льюис Кэрролл. И Элис в исполнении сексапильной и отважной (лично исполнившей многие трюки!) Милы Йовович смело привиты черты характера Алисы – точнее, её футуристической модификации. Если вдуматься, девушка-солдат тоже путешествует по Стране чудес – Стране чудес образца XXI столетия, где над Белыми кроликами ставят варварские опыты и приходится выживать, упорно двигаясь к цели, вопреки коварным проискам Красной королевы, возродившейся в качестве всезнающего и могущественного (несмотря на принимаемое невинное обличие) компьютера.

.

__________
1 – При бюджете $32 млн. кассовые сборы в североамериканском прокате составили $40,1 млн., в целом – $102,4 млн.
2 – Есть и прямая реминисценция – кадр, когда куски человеческого тела, разрезанные решёткой лазерных лучей, аккуратно падают на пол.

Прим.: рецензия впервые размещена на сайте World Art (публикуется с дополнениями)


Продолжения:
Обитель зла 2: Апокалипсис / Resident Evil: Apocalypse (2004)
Обитель зла 3: Вымирание / Resident Evil: Extinction (2007)
Обитель зла 4: Жизнь после смерти / Resident Evil: Afterlife  (2010)
Обитель зла: Возмездие / Resident Evil: Retribution (2012)


Материалы о фильме:
Киноархив // Фильм. – 2005, № 6 (103). – С. 41.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+