Облачный атлас / Cloud Atlas / Der Wolkenatlas (2012)

Облачный атлас / Cloud Atlas / Der Wolkenatlas (2012): постерПолнометражный фильм.

ФРГ, США, Гонконг, Сингапур.

Продолжительность 172 минуты.

Режиссёры Том Тыквер, Энди Вачовски, Лана Вачовски.

Авторы сценария Том Тыквер, Энди Вачовски, Лана Вачовски по одноимённому роману Дэвида Митчелла.

Композиторы Райнхолд Хайл, Джонни Килмек, Том Тыквер.

Операторы Франк Грибе, Джон Толл.

Жанр: драма, детектив, научная фантастика

Краткое содержание
1849-й год, нотариус Адам Юинг (Джим Стерджесс) возвращается домой на корабле, занося в дневник подробности страшного недуга, от которого его пытается исцелить Генри Гуз (Том Хэнкс). 1936-й, Роберт Фробишер (Бен Уайшоу), только начинающий свой путь на музыкальном поприще, устраивается ассистентом к великому композитору Вивиану Эйрсу (Джим Бродбент). 1973-й, амбициозная журналистка Луиза Рей (Хэлли Берри) получает от физика-ядерщика Руфуса Сиксмита (Джеймс Д’Арси) материалы, бросающие тень на крупную энергетическую компанию, и решает во что бы то ни стало разобраться в ситуации. 2012-й, шестидесятилетний издатель Тимоти Кэвендиш (Джим Бродбент), получивший неожиданно большую прибыль от реализации книги Дермотта Хоггинса (Том Хэнкс), скрывается от его дружков, требующих часть денег. 2044-й, в Нео-Сеуле Сонми-451 (Дуна Бэй) подвергается допросу о причинах, заставивших её, «фабриката», грубо нарушить закон и фактически возглавить революцию. 2321-й, Земля пережила атомную войну; Закри (Том Хэнкс) из племени Жителей Долин соглашается проводить Мероним (Хэлли Берри), пришлую Провидицу, в запретные земли. Что связывает эти истории?

В ролях: Том Хэнкс (доктор Генри Гуз / менеджер отеля / Айзек Зэкс / Дермот Хоггинс / актёр, похожий на Кэвендиша / Закри), Хэлли Берри (аборигенка / Йокаста Эйрс / Луиза Рей / гостья на вечеринке / Овид / Мероним), Джим Бродбент (капитан Молниекс / Вивиан Эйрс / Тимоти Кэвендиш / музкант-кореец / Провидец), Хьюго Уивинг (Хэскелл Мур / Тадеуш Кессерлинг / Билл Смоук / медсестра Ноукс / председатель Мефи / старый Джордж), Джим Стерджесс (Адам Юинг / бедный постоялец отеля / отец Меган / горец / Хэ Чжу Чан / Адам / свояк Захри), Дуна Бэй (Тильда / мама Меган / мексиканка / Сонми-451 / Сонми-351 / Сонми-проститутка), Бен Уайшоу (юнга / Роберт Фробишер / продавец / Жоржетта / член племени), Кит Дэвид (Купака / Джо Напье / Ан-кор Апис / Провидец), Джеймс Д‘Арси (молодой Руфус Сиксмит / старый Руфус Сиксмит / медбрат Джеймс / архивариус), Сунн Чжоу (Тэлбот / менеджер отеля / Юна-939 / Роуз), Дэвид Гяси (Аутуа / Лестер Рей / Дуофсайт), Сьюзан Сарандон (мадам Хоррокс / старая Урсула / Юсуф Сулейман / Эббесс), Хью Грант (преподобный Джилс Хоррокс / человек в отеле / Ллойд Хукс / Денхолм Кэвендиш / Сир Ри / вождь клана Конов), Роберт Файф (Старый солёный пёс / мистер Микс / Провидец), Мартин Вуттке (мистер Бёрхааве / охранник / Лири-хилер).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.11.2013

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Облачный атлас / Cloud Atlas / Der Wolkenatlas (2012): кадр из фильма
Тайна сильных мира сего

Если задаться неблагодарной целью перечислить фильмы, в том или ином отношении предшествовавшие появлению на свет «Облачного атласа», можно вспомнить с десяток выдающихся произведений. Остановимся на самых ярких и неочевидных примерах. Так, Линдсей Андерсон в сатирической притче «О, счастливчик!» /1973/ использовал одних и тех же исполнителей в разных ролях, заставляя зрителя (вслед за главным героем, коммивояжёром Трэвисом) испытывать ощущение дежа вю в никак не связанных между собой ситуациях. Хулио Медем блестяще проиллюстрировал художественными средствами гипотезу метемпсихоза, проклятие которого одержимо стремится преодолеть «беспокойная Анна». Целый ряд художников, включая самого Тома Тыквера (в первую очередь в таких картинах, как «В зимней спячке» /1997/ и «Принцесса и воин» /2000/), разрабатывал – правда, без смешения временных пластов – философский тезис, вынесенный авторами в рекламный слоган: «Всё связано». Наконец, создатели трилогии «Матрица» остались верными приверженцами богатых традиций литературных и экранных антиутопий, красочно живописуя грядущее и не уставая предупреждать об опасностях, одна возможность реализации которых заставляет содрогнуться носителей гуманистических взглядов. Вместо человеческих тел, служащих самовоспроизводящимися биоэлектроаккумуляторами, озвучивается идея энергомыла, производимого из тел так называемых «фабрикатов» (искусственно взращенных клонов людей) и служащего источником питания для них же… Вот только всё это осознаёшь уже после того, как завершился сеанс… Хорошо понимаю зрителей киносмотра в Локарно, устроивших десятиминутную овацию стоя!

Облачный атлас / Cloud Atlas / Der Wolkenatlas (2012): кадр из фильма
Светлое будущее

Заманчиво усмотреть особый умысел в разделении труда между сорежиссёрами: Тыквер снимал сегменты, относящиеся к XX веку и настоящему времени, Вачовски – оставили за собой проклятое рабовладельческое прошлое и не менее безрадостное будущее. Но ведь связующим звеном служат не только одни и те же актёры, неизменно возникающие на экране – под разными именами, а зачастую и загримированными до неузнаваемости, и, скажем, Хэлли Берри делилась с журналистами впечатлениями, как на протяжении недели вживалась в вопиюще непохожие образы и, не успев привыкнуть к определённым декорациям, перемещалась в другие. Нередко разнородные по тематике, темпу и даже интонации1 истории, излагаемые (как бы от лица постаревшего Закри, развлекающего у ночного костра ораву детишек) по-гриффитовски параллельно, сменяя друг друга и причудливо переплетаясь, замечательно монтируются и, как следствие, запоминаются чуть ли не с лёту…

Облачный атлас / Cloud Atlas / Der Wolkenatlas (2012): кадр из фильма
А начиналось всё с овечки Долли…

Фамилия голливудского классика всплывает в памяти не случайно. При всём обилии провоцируемых ассоциаций детище Тыквера и Вачовски, оказавшееся едва не самым грандиозным финансово независимым проектом2 в истории кинематографа, хочется торжественно окрестить «Нетерпимостью» XXI столетия. «Нетерпимостью» с поправкой на каноны и допущения постмодернистского миросозерцания, которое не только предполагает бесчисленные культурные реминисценции, но и, скажем так, заставляет отказаться от «обязательных» претензий авторов на всезнание. Фильм, безусловно, наводит на глубокомысленные, подчас грустные размышления о превратностях людской судьбы, которой может (и должен!) овладеть сам человек – но лишь до определённой степени. Призывает задуматься о вечном возвращении, приобретающем новое (по сравнению с исходной идеей, выдвинутой Фридрихом Ницше применительно ко всему сущему) звучание в сочетании с буддистско-джайнистским постулатом о бесконечной череде рождений и смертей, прерываемой лишь выходом в нирвану. Заставляет искренне сопереживать участи персонажей, мечтающих о высоких материях и поддающихся низменным инстинктам, проявляющих высоты героизма и не брезгующих самыми недостойными поступками, причём конкретные примеры результатов реинкарнаций одних и тех же душ лучше пространных речей психологов убеждают в огромной (но всё же не решающей) важности социальных факторов. Не просто «всё связано»: мир подобен тончайшей вязи гармоничных звуков, складывающихся в незабываемый, завораживающий секстет «Облачный атлас». Однако ирония заключительных кадров должна бы предостеречь от того, чтобы даже это художническое прозрение считать истиной в последней инстанции: пути Господни неисповедимы, а Вселенная бесконечна в своих возможных проявлениях.

.

__________
1 – Допустим, Луиза Рей стала невольной участницей типичного детектива, а злоключения престарелого издателя иначе, как трагикомическими не назовёшь.
2 – Из разных источников – с миру по нитке – удалось обеспечить производственный бюджет в размере $100 млн., который кинопрокат помог окупить примерно на треть.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+