Облако-рай / Oblako-ray (1990)

Облако-рай / Oblako-ray (1990): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Облако-рай» / «Cloud-Paradise» (международное англоязычное название), «Облако-рай» / «Cloud Heaven» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 79 минут.

Режиссёр Николай Досталь.

Автор сценария Георгий Николаев.

Композитор Александр Гольдштейн.

Оператор Юрий Невский.

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Ранним воскресным утром Коля (Андрей Жигалов), от нечего делать послонявшись по округе, заходит в гости к закадычному приятелю Феде (Сергей Баталов) и его жене Вале (Ирина Розанова). Слово за слово, поддавшись минутному порыву, парень вдруг объявляет, что собирается отбыть к школьному другу на Дальний Восток. И не когда-нибудь, а прямо сегодня… Колин отъезд становится сенсацией местного масштаба.

Также в ролях: Алла Клюка (Наталья, девушка Коли), Анна Овсянникова (Татьяна Ивановна, мама Натальи), Владимир Толоконников (Филомеев), Лев Борисов (Филипп Макарович, сосед Коли), Юрий Колобков (Василич), Вера Ивлева (скупщица мебели Коли), Александр Числов (спутник Филомеева), Евгений Титов (спутник Филомеева), Зинаида Воркуль (бабушка на лавочке), М. Никитская (бабушка на лавочке), Борис Каморзин (старший техник Саратов, въехавший в комнату Коли), Игорь Дмитриев (носильщик), Дмитрий Дмитриев (носильщик), Юра Попов (соседский мальчик).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.10.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Облако-рай / Oblako-ray (1990): кадр из фильма
Чем бы заняться в воскресенье?

Этот фильм мог с полным правом претендовать на звание подлинно народной кинокомедии – уровня если и не «Бриллиантовой руки» /1969/ (хотя провожающие Колю друзья-знакомые, устав от лирики, напоследок затягивают незабываемую «Песню про зайцев»), то, как минимум, «Любви и голубей» /1984/. К сожалению, Николаю Досталю «посчастливилось» снять свой лучший фильм в период стремительно нараставшего кризиса отечественной системы кинопроката, когда директора кинотеатров словно намеренно отпугивали низкопробной заокеанской кинопродукцией последних, самых стойких зрителей, пока не поддавшихся соблазнам видеосалонов и нелегальных кабельных сетей. Более того, последующие опыты (в первую очередь – две несмешные и пошловатые комедии с участием Геннадия Хазанова), равно как и более ранние работы, отнюдь не свидетельствовали о наличии у него недюжинного режиссёрского дарования. И сценариста Георгия Николаева при всём желании не причислишь к гениям отечественной кинодраматургии… Тем интереснее разобраться, в чём кроется секрет внешне скромного кинопроизведения, в котором правды – нормальной такой, сермяжной правды, а не той, ужасной, что заставляла диссидентов в экстазе «завыть, забиться, захрипеть» – о жизни в позднем СССР больше, чем в тогдашних «чернушных» шедеврах, вместе взятых.

Облако-рай / Oblako-ray (1990): кадр из фильма
Делать совсем нечего…

Прежде прочего необходимо отдать должное самобытности Максима Жигалова. Легенда гласит, что Досталь утвердил начинающего артиста по совету Аллы Клюки, которая накануне встречалась с ним на съёмках мелодрамы «Тело» /1990/, поскольку искал кого-то похожего на Юрия Никулина – правда, в молодости (не времён перевоплощения в Семёна Семёновича Горбункова). По иронии судьбы, Андрей вскоре окончил эстрадно-цирковое училище – и тоже добился впечатляющих результатов на нелёгком поприще клоуна. Но для образа Коли оказалось важнее умение не извлекать смех, что называется, на пустом месте1, а слиться с социальной средой, предстать типичным пареньком из ничем не выделяющегося населённого пункта, каких по огромной стране десятки тысяч. Он не обделён личным обаянием и даже талантами (например, музыкальным, причём две песни, «Звёздочка» и давшее картине название «Облако-рай», написаны и проникновенно исполнены самим Жигаловым), но… решительно не знает, чем заняться и как убить время.

Облако-рай / Oblako-ray (1990): кадр из фильма
Эх, душа запела

Собственно, судьба Коли, а заодно и Феди с Валей, и Натальи, тем и показательна. Речь не о пресловутой проблеме досуга. По-своему неплохие, душевные люди, получив от родной советской власти и родного советского государства (от многих поколений предков, живших очень скромно и преодолевших немыслимые трудности во благо потомков) все возможности для сносного, да чего уж там – безбедного существования, устали от маеты и не знают, куда себя деть. Ситуация, если вдуматься, ещё хуже, чем у совестливых чеховских интеллигентов, которые хотя бы душевно терзались, осознавали неприемлемость прозябания. Да и дело не в материальном достатке как таковом. Жители неназванного провинциального города, как и большинство их соотечественников, оказались в затягивающем ценностном и смысловом вакууме. Если даже ничтожное событие – отъезд Коли – вызывает всеобщее воодушевление… Но в том и парадокс, что его отбытие – спонтанное, совершаемое по необдуманности, из чистого бахвальства: нет никакого школьного товарища, позвавшего на Дальний Восток! Возникшая (вернее, искусственно сотворённая) на рубеже 1980-90-х идеологическая, философская, метафизическая пустота, опасная для человека, а для человека русского – тем паче, заставила, по сути, всё население вот так сорваться с насиженного места и отправиться абы куда. Предполагалось – навстречу к эфемерному облаку-раю… Естественно, попутно народ был цинично обобран (мебель из занимаемой парнем комнаты продали мгновенно, и новый жилец не заставил себя ждать), но это – лишь следствие. Важнее – найдёт ли там, в далёких краях, хоть что-то путное тот, кто ещё утром не подозревал, что изберёт участь перекати-поле?..

.

__________
1 – Вспомним, например, безуспешные попытки завязать с соседями разговор о погоде, которая, вопреки прогнозам синоптиков, всё никак не портится.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Фильмы цикла:
Облако-рай / Oblako-ray (1990)
Коля – Перекати поле / Kolya – Perekati pole (2005)


Материалы о фильме:
Липков Александр. Русское кино: золотая лихорадка? // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 6. – С. 14.
Цыркун Нина. Притча о постороннем // Искусство кино. – 1992, № 12. – С. 94-96.
Пинский Борис. «Облако-рай» // Экран. – 1991, № 8. – С. 20-21.
Опять апрель, опять «Вторая премьера»… // Экран. – 1992, № 05. – С. 29.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+